"Помогите выжить!": очевидец вспоминает, как в 90-е годы под Днепром бастовали учителя (Фото)

В сети появились воспоминания очевидца о забастовке учителей в Каменском под Днепром в начале 1990-х годов.

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал на городском портале Каменского "5692".

Свои воспоминания о забастовке в тогдашнем Днепродзержинске опубликовал очевидец событий Михаил Либенсон. Текст публикуется без изменений.

1163365443386365768069730959433329214825363o_5f27e4cd4a263-1

"Еще один эпизод из бурных перестроечных лет, в который уже и вериться с трудом - это забастовка учителей в Днепродзержинске. Осталось несколько фотографий в подтверждение, что это не аберрация памяти.

Как и у всех «бюджетников», материальная стабильность учителей держалась на первом и пятнадцатом. Первого - зарплата, пятнадцатого - аванс. Из-за роста цен и дефицита уровень жизни падал, но эти числа давали возможность планировать «дырку» на поясе, который все больше приходилось затягивать. Учителя люди долга, пусть и не связанные клятвой как медики, но голод - не тетка и когда тронули «священную корову» - аванс, мнимая стабильность стала быстро рушиться. (С женой даже проговаривали, не пойти ли мне на завод электрослесарем, вернуться к профессии, которую получил до армии; на заводе еще платили).

Городской профсоюз учителей, как и в целом профсоюзы, был беззуб. В новое время профсоюзы были верны старой задаче, поставленной перед ними еще Лениным - быть «школой коммунизма». Поэтому если у трудящихся и власти возникли противоречия, то у профсоюзов и власти их не было. Профработники на зарплате думали о сохранении своих теплых мест и меньше всего о нуждах тех, чьи интересы они формально представляли.

Уже не вспомню, как мы сорганизовались, но был создан временный забастовочный комитет и я туда входил. Не вспомню и состав комитета и кто возглавлял. Помню только одну яркую женщину со «звездной» фамилией Гагарина. Заседали в Доме Учителя на Арсеничева (теперь это «вернувшееся к ответу» здание синагоги).

Из акций запомнилась больше всего... распродажа сапог. Власть профсоюз подкармливала: то новую машину для очередника, то талоны на бензин, то электротовары, другой вещевой дефицит и это все келейно, бесконтрольно, «для своих» распределялось. Прознали мы, комитет, что получил профсоюз женские сапоги и собирается «междусобойчик» сделать. Тут мы и встряли. Короче, в этот раз купили те, кто в них наиболее нуждался.

На снимках бастующие учителя на пл. Гагарина перед городским театром. Надписи на самодельных плакатах (что писать на плакатах решали сами бастующие) отражают положение, в котором оказались учителя к тому времени и объясняют, что вынудило их пойти на крайнюю меру - забастовку: «Злидень вчитель ( хоче він того чи ні) виховає такого ж учня»; «О бедном учителе кто слово замолвит?»; «Требуем повысить зарплату учителя до уровня зарплаты технички ДМК»; «Меняю должность классного руководителя на пачку стирального порошка»; «Вчитель - теж людина»; «Помогите выжить!»; «Держава де страйкують вчителі - держава без майбутнього».

Кстати, на переднем плане - пишу для бывших учащихся СШ №12 - ваши учителя вместе с директором и завучем. Забастовка не была долгой. Учителя слишком ответственные люди. Ну дали слабость, подумали о себе, устыдились и вернулись обратно к сеянию «разумного, доброго, вечного». Тем не менее, учебный процесс слегка сбился с ритма и когда я пришел в класс и привычно спросил: «На чем мы остановились?»,- какой-то остряк выкрикнул с места: «На забастовке учителей!» - вспоминает Михаил.

1164468513386366584736315722697454359180194o_5f27e471e0f93-1

Читайте также: Улицы Днепра покрылись густыми садами: как озеленяли город в 1956 году (Видео)