Результаты дистанционного обучения школьников
В период карантина украинское образование получило неожиданную возможность - внедрить в сжатые сроки и освоить методы обучения с помощью интернет-ресурсов и современных гаджетов. Для всех, вовлеченных в образовательный процесс, это имело различные последствия - для кого-то такая учеба легла тяжким грузом, для других же наоборот стала манной небесной.
Давайте посмотрим, какая общая картина сложилась в школах и вузах Украины.
Как проходит дистанционное образование в украинских школах
Большинство украинских школ, и это неудивительно, оказались совершенно не подготовлены к “дистанционке”. Лучше всего с задачей справились школы международного уровня и частные. Первые, понятное дело, потому, что их обучение и ранее имело в себе элементы дистанционного - международные конференции, тренинги, лекции. Вторые - в главной степени потому, что были материально стимулированы, ведь никакой бы родитель не стал платить за обучение, если такового в принципе не было бы. Их учителям никто не дал бы из бюджета среднюю зарплату или две трети от нее - тут закон защищает только педагогов государственных учебных заведений. Поэтому “частники” просто моментально наладили систему преподавания и оценивания, практически с первого же дня карантина освоив все возможные интернет-платформы, и делились добытым опытом с коллегами.
В государственных школах “раскачка” шла на протяжении месяца. Основной причиной стала прежде всего банальная бедность украинцев, у которых дома один компьютер на всю семью, а то и того нет, осваивали платформы, доступные с телефонов.
Уровень подготовки учителей и учеников к новому виду образования в Украине и в во всем мире
В тоже время следует отдать должное украинским педагогам, которые в сложившейся ситуации оказались среди передовиков в мире. Треть учащихся в Украине успешно освоили новый вид обучения, более 20 % педагогов получили прекрасный результат. И это отличный результат.
Конечно, лучше всех в мире к такому вызову был готов Китай - по понятным причинам: во-первых, они уже переживали не только эпидемию коронавируса - в 2004-м и 2014-м годах, то есть у них уже был опыт. Вторая причина кроется в менталитете и политическом устройстве страны.
Причины сложности дистанционного образования
Министерство образования Украины сегодня анализирует проблемы, которые сложились во время карантина в наших школах и вузах. Обозначили главные из них:
- Нехватка компьютерного оборудования у учащихся и педагогов. Мы уже отметили выше, что в этой проблеме виновата нищета большинства украинцев. В семьях, в которых образование в приоритете, изыскали возможность приобретения персональных гаджетов для обучения и работы. Однако не все зависит от наших желаний, и для кого-то даже в условиях жесткой необходимости это оказалось невозможным, ведь не секрет, что многие остались без работы и средств.
- Вторая причина - в Украине просто не готовили учителей к преподаванию онлайн. Многие даже при наличии технических возможностей не знали, что с ними можно делать. Но к концу учебного года практически все педагоги освоили методы дистанционного обучения.
- И еще одна серьезная причина, которая не позволила организовать четкое дистанционное обучение с первых дней, - это сами учащиеся. Не только школьники младших и средних классов, но и студенты вузов, сразу приняли карантин как каникулы. И потребовалась серьезная воспитательная работа педагогов для того, чтобы мотивировать учиться детей дома серьезно и ответственно. Однако, к сожалению, сегодня в нашей стране многие считают, что образование в их жизни - не главное. И на таких сложно повлиять, если у них нет внутренней мотивации и ответственности.
Как карантин повлиял на развитие дистанционного обучения: плюсы и минусы
И в заключение. Современное обучение в период карантина претерпело не только вызовы, но также получило и новые возможности. Сегодня МОН и администрация учебных заведений рассматривают и планируют внедрять с 1 сентября 2020-го комбинированные методы образования в Украине: оффлайн + онлайн. А значит наша система образования теперь на новом пути - пути к индивидуальному и персонализированного обучению.
Разрабатываются также новые программы с применением технологий искусственного интеллекта, где ИИ будет определять уровень каждого ученика и адаптировать программу под индивидуальные потребности.
Но конечно же, главным минусом “дистанционки” названо отсутствие социума - мотивирующих учителей и дружественного отношения одноклассников.
Читайте также Жарко, но погремит: главный синоптик Украины рассказал, каким будет лето