Родственники погибших днепропетровских десантников требуют справедливости

В минувшую субботу родственники десантников, погибших в самолете Ил-76 в Луганском аэропорту, провели лежачий митинг на Майдане в Киеве, требуя справедливого расследования и наказания виновных. Несколько десятков человек расстелили на земле красные коврики, на которые легли, держа в руках портреты погибших воинов. Также они написали письмо президенту с требованием отстранить генерал-майора Генштаба Виктора Назарова (главного подозреваемого в деле о катастрофе Ил-76) от работы в МО и взять его под стражу.

Напомним, трагедия произошла почти год назад — 14 июня 2014 года. Около часа ночи борт № 76 777 с 40 десантниками и 9 членами экипажа, груженый военной техникой и продовольствием, был сбит боевиками при заходе на посадку. Выжить не удалось никому. Расследованием занимались сразу три структуры — МО, прокуратура и парламентская комиссия Верховной Рады. Согласно их выводам, главным подозреваемым назван генерал-майор Виктор Назаров. Ему предъявили обвинение в халатности.

Борис Филатов тогда сообщил, что в самолете были военные из нескольких областей Украины: "Из 49 погибших: 9 - члены экипажа из Запорожской области. Два десантника из Донецка, по одному: из Херсона, Одессы, Харькова, Луганска, Кировограда . Остальные 32 человека из нашей области: Днепропетровск - 10 человек, Кривой Рог-6, Павлоград-2, Днепродзержинск-2, Никополь-2. Остальные ребята из сельских районов Днепропетровщины".

«Доказательств нет, есть лишь одни допущения», — сказал на пресс-конференции в конце января Виктор Назаров.

«МЫ НЕ ЖАЖДЕМ КРОВИ»

Отец погибшего десантника Павла Левчука — Николай Левчук — говорит, что информацию о ходе дела родные получают эпизодически. «Последнее — письменное уведомление от прокуратуры о том, что выдвинуто обвинение и обвиняемая сторона знакомится с материалами. Когда суд, сколько времени дано, какие еще есть обстоятельства и детали — никто не знает. В деле фигурирует фамилия одного Назарова. Нам кажется, что дело спускают на тормозах — первоначальный шум спал, в стране много других проблем, делом интересуются только родственники. Нельзя так долго тянуть, и последствия должны быть. Не берусь утверждать, что Назаров мешает следствию, но у него очень высокий ранг, а значит, рычагов влияния достаточно», — рассказывает Николай Левчук и добавляет, что никто из родных погибших не хочет крови, все понимают, что это военные действия, но нужно же беречь и ресурсы, и людей.

«Здесь же нет случайностей — если боевики в час ночи ждали этот самолет, ясно, что информацию, которой владел ограниченный круг людей, кто-то им передал», — говорит Николай Левчук.

ОБЕЩАЮТ УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


По словам главы парламентской комиссии ВР по расследованию причин катастрофы Ил-76 Александра Чорноволенко, сейчас не стоит пытаться давить на следствие с помощью эмоций и массовых акций, потому как предстоящий суд обещает быть уникальным в украинской судебной практике.

В тему Обвиняемого в гибели 49 военных генерала отпустили под залог

«Никогда еще не рассматривались вопросы, связанные с боевыми действиями и с тем, насколько эффективно действовал один из командиров. Суть обвинения прокуратуры в том, что Назаров накануне переброски войск имел информацию о том, что у террористов появились мобильные ракетные комплексы, способные сбивать самолеты, и при этом он отдал приказ на отправку самолетов. С другой стороны, незадолго до трагедии при попытке прорваться к аэропорту по земле погибли 20 военных. Есть вопрос — стоило ли вообще удерживать Луганский аэропорт? Он касается оценки стратегической ценности аэропорта и относится не к Назарову, а к его руководству. Для Украины аэропорт большой ценности не имел. Уже тогда можно было прогнозировать, что появятся средства, способные сбивать самолеты. А врагу он был не нужен, потому что Луганск — в 50 км от российской границы. Все, что им было нужно, они получали по земле. Вот на этот комплекс вопросов предстоит найти ответ в суде. Он будет непростым. Чтобы Украина получила от него пользу (независимо от приговора), его нужно провести честно и открыто. В первую очередь, чтобы сами военные увидели, что нет никакого произвола, иначе они в будущем просто станут осторожничать и бояться проявлять инициативу, чтобы самим не попасть под суд», — рассказал «Вестям» Александр Чорноволенко.

"НАЗАРОВ НЕ БУДЕТ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ СУДА"

«Вести» связались с адвокатом Виктора Назарова Игорем Светличным, но комментировать ход дела он отказался.

Напомним, 22 января 2015 года на пресс-конференции сторона защиты и сам подозреваемый говорили, что имя генерала Назарова сейчас время от времени используют для отвлечения от громких нерешенных политических вопросов вроде расстрела Майдана.

«Виктор Назаров не собирается уклонятся от суда. Мы собираем материалы, которые капля по капле говорят о полной его невиновности. Виновны те, кто нажимал на спусковой крючок, кто давал команды, и кто вообще прислал вооруженных людей в Украину», — сказал Игорь Светличный. Подозреваемый и его защитник жаловались на двойные стандарты со стороны прокуратуры, которая без согласия Назарова озвучила его имя, которое охранялось тайной следствия.