Совместное заявление Виталия Куприя и Игоря Луценко

По требованию общества в Украине был разработан прогрессивный законопроект «О полиции и полицейской деятельности», который был зарегистрирован в Верховной Раде под номером 1692-1. В его разработке принимали участие активисты общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ», народные депутаты Виктор Чумак, Виталий Куприй, Игорь Луценко и другие. Законопроект получил лестные отзывы от европейских институций, поскольку впервые в истории приближал правоохранительные органы к общественности, создавал атмосферу доверия и предоставлял возможность обществу влиять на кадровые решения.

«Я считаю, что мне повезло быть в этом коллективе. На сегодняшний день это - конечно, не идеальная, но все же скажу, самая лучшая, наиболее революционная концепция реформирования милиции», - заявил один из соавторов законопроекта Игорь Луценко.

Однако, без согласия соавторов этого законопроекта он был отозван Виктором Чумаком для того, чтобы осуществить реформу милиции именно так, как это видит сама милиция. По мнению заместителя председателя Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виталия Куприя, правительственный законопроект «О национальной полиции» №2822 противоречит коалиционному соглашению и не отвечает требованиям общества.

Депутаты Виталий Куприй и Игорь Луценко указывают на следующие недостатки законопроекта №2822:

• Правительство не желает создавать муниципальную полицию, которая могла осуществлять отдельные функции, требующие тесного контакта с общественностью, например - патрулирование. Конкретные функции всех без исключения полицейских подразделений в законопроекте не прописаны вообще, что позволит руководству полиции манипулировать своими полномочиями.


• Процедура выражения недоверия руководителю подразделения полиции предусматривает голосование областными советами, или Киевским городским советом в количестве до ¾ голосов депутатов. В современных условиях низкого посещения пленарных заседаний, эта возможность превращается в фарс. А городские, поселковые или сельские общины (кроме г. Киев) вообще устраняются от принятия решений относительно неэффективных или преступных действий полицейских.

• Сохраняется политическое влияние руководства государства на правоохранительные органы, в том числе через процедуру назначения руководителя Национальной полиции и его непосредственных подчиненных. Конкурсный отбор и привлечение к этому процессу общественности по этим назначением не предусмотрены вообще.

• Полицейские комиссии, имеющие определяющее значение в решении кадровых вопросов, формируются без учета мнения на местах. По аналогии с выражением недоверия руководителям полиции, сельский, поселковый, районный, городской (кроме г. Киев) советы отстранены от процесса принятия решений. Процедура отзыва из полицейских комиссий представителей общественности, которые назначены облсоветами и не выполняют исправно свои функции, не предусмотрена. Поэтому их легко будет подкупить, чтобы принимать неправомерные решения.

Со своей стороны Игорь Луценко заявил, что правительственный законопроект продвигают с одним из самых грубых нарушений Регламента, которое только можно представить. Регистрировать законопроект №2822 аппарат Верховной Рады не имел права, поскольку законопроект на эту же тему был зарегистрирован более 3 месяцев назад. А статья 100 Регламента предусматривает только 14-дневный срок на регистрацию альтернативных законопроектов. Поэтому можно окончательно считать Верховную Раду цирком, а украинский парламентаризм - дохлым.

«Все вышеперечисленное устраняет общественность от контроля за эффективностью полицейской деятельности и оставляет полицию крайне политизированным органом», - резюмирует Виталий Куприй.