"СССР – самая читающая страна в мире", - ещё один миф в который до сих пор верят днепряне
Многие из нас слышали о том, что "Советский союз был самой читающей страной в Мире". Особенно горячо, этот тезис любит старшее поколение днепрян. Наряду с "Бесплатной медициной", о которой мы рассказывали ранее, миф "Самой читающей страны" остается одним из главных аргументов в споре "Почему при Союзе жилось лучше". Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
За помощью в разрешении этого вопроса мы обратились к бывшему члену всесоюзного добровольного общества любителей книги, - днепрянину Владимиру Косенко.
В детстве и молодости вы наверняка слышали фразу о самой читающей стране в мире. Впрочем, откуда растут ноги у этого мифа сейчас вряд ли получится узнать. Киевские историки утверждают, что все началось с международного исследования в 1950. Тогда советская машина пропаганды трубила о том, что гражданин Союза тратит на чтение порядка 11 часов в неделю, - вдвое больше, чем житель США, Великобритании и Франции. Есть и другая точка зрения, - мол в СССР была самая разветвленная сеть библиотек в Мире. 150 тысяч библиотек на всю огромную страну, - не иначе, как для самого читающего народа.
"У этого популярного мифа много, как это говорят, - "несостыковочек". Если мы обратим внимание на послевоенную литературу, - то там все очень плохо. Первое, это идеологические штампы. Второе, до второй половины 50-х шло резкое сокращение объема выпускаемых книг. Третье - табуированные темы и новая волна репрессий. Это не только в литературе, - в кино.. В 1945 году в Союзе сняли 45 фильмов. И это полный метр! А в 51-м только 9. Из них половина, - снятые спектакли. При Хрущеве конечно было послабление, началось продвижение, но опять же только для избранных. Классики себя хорошо чувствовали, критический реализм можно было, работы из "братских" республик котировались, ну и конечно "переведенные", - рассказал Владимир.
Со второй половины 70-х годов, книги перестали быть "идеологическим оружием". Они превратилась в то, чем, в принципе, и должна быть литература - в культурный продукт. Впрочем, просто штамповать продукт тысячными тиражами и доносить его до людей — это, как говорят в Одессе, - "две большие разницы". В результате сложилась ситуация, когда книжные магазины были завалены откровенным хламом. Материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, труды членов политбюро, фронтовой нон-фикш и тому подобное. А книги, которые реально хотели читать и покупать, были в большом дефиците.
"Это вот очередное, так сказать, доказательство того, почему проклятый капитализм выигрывает. Он умеет продвинуть товар, а книга это товар.. Вот видели же издательства, что не интересны советским гражданам. Спрос есть, а предложений ноль. Сочинения Ленина - 50 томов, тираж 500 тысяч экзепляров. Можно купить свободно. Сабатини, Экзюпери, Купер, Жюль-Верн, Драйзер. 200-300 тысяч экземляров - в свободной продаже нет. Смешно и грустно. Это в 74-м началось, когда запустили сбор макулатуры. Собираешь, получаешь талончик и можно купить. Представляете, просто так, купить "Капитана Гранта" нельзя. Зато можно купить "40 кг ленина" и сдать его на переработку, получив талон на дефицит. В обществе "книголюбов" можно было достать нужную книгу без погони за бумагой. Но обязательно с довеском. То есть покупаешь Фенимора Купера, а к нему "классиков идеологии", - добавил он.
Граждане формировали спрос на детективы, приключения, мелодрамы и фантастику, а книжные магазины и библиотеки попросту не могли им этого предложить.. Дефицитная литература выпускалась весьма скромным тиражом, а продвинутые читатели более продвинутый с удовольствием бы читал литературу, которая в СССР была запрещена или не переведена. Учитывая их стоимость, книги превратились в нечто среднее между шкафом-стенкой и дачей, которые должны быть у "каждого уважающего себя успешного человека". Застекленный шкаф, заваленный книгами стал имиджем, - элементом интерьера, а не частью культурной жизни.
"Хорошая книга не будет стоять на полке в шкафу. Она вообще там стоять не будет. Вы прочитали, поглотили информацию, - продали книгу, или обменяли её, взяли новую. Вот только книги, как и все остальное нужно было доставать. Ну кто этим будет заниматься из рядового потребителя? Ценители будут. В 76-м мне предложили, мол, есть детективы, но за ними нужно в Москву будет ехать. Я мол, не вопрос, приехал.. на Кузнецком Мосту была толкучка большая, там можно было достать все, что было запрещено. Цветаева тогда 50 рублей стоила, "Мастер и Маргарита" - 40 рублей. Мандельштам вообще это было что-то бесценное, там 250-300 рублей за сборник. Был и "Архипелаг", но за него могли и попросить.. Я не рискнул. Интересно конечно было", - добавил Владимир Косенко.
Справедливости ради, стоит отметить, полвека назад люди действительно читали много, - источников информации было ничтожно мало, а узнавать что-то новое, учиться и развиваться заложено в каждом из нас. Вот только даже сейчас, граждане Украины читают куда больше, чем жители условной УССР 50 лет назад. Почему? Во-первых, продвижением книг занимаются издательства, которые зарабатывают на этом деньги. На полках книжных магазинов представлена литература для каждой возрастной группы. Десятки жанров, легендарная классика и популярные новинки, а главное, - никакого государственного контроля, который ограничивает читателя в выборе.
"Если сравнить то, что представлено сейчас, с тем что было в 70-е - 80-е, это небо и земля. Заходишь в магазин - пусто. Никого нет. Только в продажу что-то выбрасывалось стоящее, то у книжных толпы были похлеще очередей за икрой в Новый Год. Эти магазины на части разрывали. Хватали все подряд. Вот такой вот дефицит информации, - объяснил Владимир.
Увы, наши граждане до сих пор не поняли, - статистика и пропагандистская машина не учитывала количество понятых книг. Окончательно развенчали миф о "Самой читающей стране" суровые реалии 90-х. Тогда, граждане "самой читающей страны" толпой принялись заряжать воду у телевизоров, вступать во всевозможные секты, ловить лучи Кашпировского и покупать золотые пирамидки Ю-шинсе.
"Важно не то, что ты читаешь и сколько, а как ты читаешь. Можно в Незнайке смысл жизни найти, а можно тома энциклопедии перевернуть и дураком остаться. "Самая читающая страна" - это не та, бывшие граждане которой со всех ног несутся к "целителям", коих в 90-е наплодилось ой как много.