Тайны Мерефо-Херсонского моста Днепра (Фоторепортаж)
Каждый житель Днепра знает, что в нашем городе есть множество мостов, история которых неповторима. Один из таких Мерефо-Херсонский мост – самый уникальный и загадочный памятник архитектуры.
"Днепропетровская панорама" расскажет историю Мерефо-Херсонского моста Днепра, согласно данным сайта Днепровской городской энциклопедии.
Мост проходит через Монастырский остров и завораживает своим необычным строением.
Строительство моста началось ещё в 1914 году, подрядчиком которого был С.Л. Катарский, он вёл буровые работы по трассе моста. Инженер путей сообщения В.И. Стульгинский разработал проект приспособления первого яруса моста под автогужевой проезд и проект подъездных путей к первому ярусу на правом и левом берегах Днепра.
Затем в 1916 году установили 22 опоры моста. Установку металлических пролетных строений прервала Первая мировая война, из-за которой строительство моста приостановили.
Во время войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен и затем восстановлен. На его реконструкцию было израсходовано 50 млн советских рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона.
Только в 1928 году Н.М. Колоколов и М. А. Киеня выполнили проект строительства нового моста на основе уже существующих конструкций. Ими же осуществлялось руководство строительством и корректировка проекта.
Интересный факт в том, что мост строился в обилии деревянных строительных лесов, что повышало опасность возникновения пожара. В 1931 году на левобережном съезде с Мерефо-Херсонского моста, между второй и третьей аркой случился пожар.
С 1930 по 1931 гг. А.Н. Динник, совместно с В.А. Бовиным, в связи с проектированием и строительством моста, провели исследование железобетонных арок. В ходе работ на Монастырском острове была построена модель арки, на которой проводились экспериментальные исследования.
За семь месяцев рабочие соорудили 35 железобетонных арок и два металлических пролета по 52 метра. 24 октября 1932 года был уложен последний кубометр бетона. А через два месяца Мерефо-Херсонский мост был сдан в эксплуатацию.
Затем в 1946 году при разработке проекта восстановления моста Н.М. Колоколовым было предложено вернуться к предусмотренному в первоначальном проекте строительству двух центральных пролетов из монолитного железобетона. Архитекторами П.А. Завалиничем и О.Б. Петровым была выполнена архитектурная часть проекта восстановления моста.
Мерефо-Херсонский мост уникален не только своей историей. Он является единственным в Европе железнодорожным мостом, который имеет криволинейную траекторию.
24 мая 1979 года решением Днепропетровского облисполкома № 310 мост получил статус "памятника архитектуры местного значения".
Фото: Валерий Кравченко.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.