Театр начинается с жеребьевки: как избирали руководителей культурных заведений Днепра
Конец 2018 года для днепровской культуры выдался жарким. Далекие от этой сферы горожане наверняка даже не заметили никаких изменений: в обычном режиме работают театры, музеи, библиотеки… Но вот в «волшебном закулисье» некоторых из этих учреждений культуры кипят нешуточные страсти и происходят настоящие чудеса.
Прозрачные выборы — реальность или миф? О том, что культурную сферу в нашей стране ожидает кардинальное кадровое обновление, в творческих кругах заговорили после того, как Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры» был принят Верховной Радой и вступил в силу 25 февраля 2016 года. Что же изменилось? В Законе Украины «О культуре» была принята новая редакция статьи 21 «Особенности трудовых отношений и трудоустройства в учреждениях культуры». Согласно ей отныне руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры назначают на должность путем заключения с ними контракта сроком на пять лет по результатам конкурса. И это, на первый взгляд, прекрасно. Ведь отныне выборы директоров театров, музеев, библиотек должны происходить открыто и прозрачно! Должны, но… Нынешней осенью срок заключенных ранее контрактов подошел к концу сразу у пяти руководителей коммунальных учреждений культуры, которые находятся в ведении областного совета. Это Днепропетровская областная универсальная научная библиотека им. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, художественный музей, Национальный исторический музей им. Д. Яворницкого, академические театры драмы и комедии, оперы и балета. С первыми двумя учреждениями все прошло тихо и гладко, поскольку в конкурсе на должность директора изъявили желание участвовать лишь по одному кандидату, они же — действующие директора. Таким образом, заведовать областной научной библиотекой осталась Надежда Титова, художественным музеем – Татьяна Шапаренко. А вот с тремя остальными очагами культуры развернулся настоящий детектив. Из ресторана – в музей На должность директора национального исторического музея им. Д. Яворницкого претендовали четыре кандидата: действующий на тот момент руководитель Надежда Капустина, директор центра народного творчества «Дивокрай» Виктор Боняк, заведующая Мемориальным домом-музеем Д. Яворницкого Яна Тимошенко и совладелица ТРК «Гуляйполе» Юлия Песчанская. Во второй конкурсный тур прошли все кандидаты, кроме Виктора Боняка. Путем голосования победу одержала последний из вышеперечисленных кандидатов. Однако тут же нашлись те, кому приход на должность директора национального музея совладелицы «Гуляйполя» показался, мягко говоря, странным. Представители общественной организации «Український культурний центр», проанализировав поданные Юлией Песчанской на конкурс документы, а также ее программу развития предприятия на год и на пять лет, пришли к выводу, что этот кандидат не имеет достаточного опыта работы в сфере культуры, а также недостаточно компетентна в вопросах финансирования и управления такого учреждения, как исторический музей. Обо всем этом представитель УКЦ Ляля Евтушенко не только написала в Фейсбуке, но и вместе с коллегами по организации отправилась на прием к председателю областного совета Глебу Пригунову. Вот какой пост сделала Ляля Евтушенко после этого визита 21 ноября:«Під час зустрічі, залучившись підтримкою громадських організацій та діячів, яким небайдужа доля музейництва, історичної правди та культури в цілому, ми висловили сумніви щодо об’єктивної робити конкурсної комісії, яка не врахувала обґрунтовані заперечення стосовно допущення до конкурсу претендентки на посаду Ю. Пісчанської та відсутності стажу відповідно до кваліфікаційних вимог. У результаті нашої бесіди виникла ідея створення як противага спокусам музейно-громадської ради, що сформулює й висуне конкретні критерії та терміни виконання новому керівництву й виконуватиме функції наглядової ради, здійснюватиме контроль за діяльністю новообраного директора музею. Гліб Олександрович (…) зазначив, що, на його думку, сьогодні музею потрібен скоріше антикризовий менеджер з європейським світоглядом та успішним досвідом управлінця, а науково-дослідну роботу може координувати заступник зі стажем і фаховою освітою. Завдяки такому підходу фактично новопризначений директор буде працювати на випробувальному терміні і в разі порушення обов’язків та вимог, що висуваються до нього, має бути відкликаний з посади».Что ж, испытательный срок работы на новой должности Юлии Песчанской продлится до середины января 2019 года. Наша газета готова освещать все инициативы нового директора (репортаж с первой пресс-конференции читайте в этом номере на стр. 15) и вместе с представителями общественности следить за тем, как «антикризисный менеджер с европейским мировоззрением» будет реализовывать как новые проекты, так и те, которые ждут своего часа десятилетиями. Например, строительство лапидария – сооружения, которое спасло бы от разрушения каменных баб. Проекта, который так и остался несбывшейся мечтой экс-директора ДНИМа Надежды Капустиной по банальной причине – отсутствие финансирования… Театр драмы и комедии омолодился В одном из самых популярных учреждений культуры Днепра – театре драмы и комедии (бывший им. М. Горького) в результате конкурса тоже появился новый директор — художественный руководитель. На протяжении многих лет им руководил Леонид Фурсенко, которого коллектив театра обожал. Однако в этом году Леониду Иосифовичу исполнился 81 год. Из администрации театра он не уходит, но и в конкурсе на должность директора не участвовал. Всего были заявлены три кандидата: начальник отдела по концертно-гастрольной деятельности областной филармонии им. Л. Когана Максим Чернухин, актер театра драмы и комедии Александр Плахтий, а также директор КП «Единая областная театрально-концертная дирекция» Днепропетровского областного совета Сергей Мазаный. Кроме того, этот кандидат также является директором всеукраинского театрального фестиваля «Феерия Днепра», который проходит при поддержке облсовета. Именно 40-летний Сергей Мазаный и стал победителем конкурса. В кулуарах театра слухи о том, что именно он будет новым руководителем, ходили давно. Надо полагать, большинство сотрудников этого учреждения культуры такой расклад устраивал: об этом свидетельствуют поздравления Сергея Мазаного с новой должностью на его странице в Фейсбуке от заслуженных артистов Украины Арсена Босенко, Андрея Мельникова и других. Опыт работы в сфере культуры у Сергея Владимировича есть, необходимое образование тоже. Даже ОО «Украинский культурный центр» ни к чему придираться на этот раз не стал, прокомментировав новое назначение в Фейсбуке: «Дніпровський театр драми та комедії нарешті отримав шанс відповісти на виклики часу, стати привабливішим для українського глядача, перетворитись на освітній заклад, який розвиває націю». Что ж, как и в случае с историческим музеем, остается констатировать одно: поживем – увидим.
Дело не в Шароварове, а в формате А вот днепровская опера не так давно стала эпицентром настоящего скандала. Начался он с постов во все том же Фейсбуке внештатного советника городского головы по вопросам культуры Евгения Гендина, которые он сделал на своей странице 28 и 29 ноября. Евгению Марксовичу повезло быть членом конкурсной комиссии, которая выбирала директора — художественного руководителя днепровской оперы. Его, как и народную артистку Украины Татьяну Бабич, председателя профсоюза работников культуры Анатолия Ялового, в комиссию выдвинул трудовой коллектив театра. Вот несколько цитат из этих постов: «То, что вытворяет Днепропетровская облрада с конкурсами на должность руководителей театров и музеев, — это чистейшая грязнейшая подлость и классический аппаратно-рыговский беспредел. С трансляциями и их отсутствием; с «жеребьевками» и «везунчиками» в них; с левыми шулерскими документами; с присутствием-отсутствием членов конкурсных комиссий (…) С полушепотом в коридоре: «Евгений, поймите, что я могу… я ж на самом деле… но я… Евгений, поймите…»; со всем вот этим. Евгений понимает. Но не поймет. Не, ребята (…) Проходили это». На данный момент должность директора днепровской оперы по-прежнему занимает Александр Шароваров, в скором времени объявят новый конкурс. Будут ли в нем участвовать два других кандидата – директор концертного агентства, один из организаторов фестиваля «Феерия Днепра», начальник отдела творческих проектов КП «Единая областная театрально-концертная дирекция» Днепропетровского областного совета Константин Пинчук (именно в этой структуре работает также новый директор театра драмы и комедии) и директор ДМШ №7 Ярослав Фролов, неизвестно. Чтобы разобраться, почему возникла такая ситуация, мы расспросили нескольких участников этих выборов. Кстати, в правдивости их слов есть возможность убедиться абсолютно у всех: видеозаписи заседаний, а также документы, предоставленные участниками всех конкурсов, есть в открытом доступе на сайте областного совета в разделе «Объявления о конкурсе». Татьяна Бабич, народная артистка Украины, член конкурсной комиссии: — Первое заседание прошло нормально, на нем присутствовали восемь из девяти человек. Я и некоторые другие члены комиссии сразу обратили внимание на то, что документы двух кандидатов на должность директора — художественного руководителя оперного театра составлены некорректно. Так, претендующий на эту должность Константин Пинчук в шапке своего «мотиваційного листа» указал, что хочет участвовать в конкурсе на должность директора — художественного руководителя театра драмы и комедии. То есть перепутал театры. Также он предоставил не автобиографию, как того требует закон, а резюме. Отсутствовала информация о несудимости, которой, кстати, не было и у второго кандидата Ярослава Фролова. Его документы содержали орфографические и стилистические ошибки, в них не было информации о гражданстве. А это очень важно: ведь по тому, как составлены и поданы документы, можно составить портрет будущего руководителя, узнать уровень его самоорганизации. Но самое интересное, что во время заседания комиссии недостающая информация чудесным образом откуда-то появилась, при том что на сайте облсовета ее не было. Такая подделка документов вводила в заблуждение членов комиссии. Поэтому во второй тур допустили только Александра Шароварова, у которого с документами все в порядке. Он представил грамотную, прекрасно выстроенную программу, в которой новаторство органично соединяется с традициями. Кроме того, его поддерживает огромный коллектив театра. Еще хотелось бы сказать о составе конкурсной комиссии. По закону из девяти человек трое выдвигаются трудовым коллективом, трое – это представители областного совета, а три представителя общественных организаций определяются путем жеребьевки. В нашем случае она получается какой-то магической: уже несколько раз подряд судьба улыбается одной и той же общественной организации – «Берегиня України». При этом никто заранее не знает, когда и где будет проходить эта самая жеребьевка… Александр Шароваров, директор Днепропетровского академического театра оперы и балета, один из кандидатов на должность директора — художественного руководителя этого театра: — Все, что связано с этим конкурсом, я могу комментировать очень толерантно, поскольку, сами понимаете, являюсь лицом заинтересованным. На втором заседании конкурсной комиссии я презентовал программу развития театра, с которой можно ознакомиться на сайте http://www.opera-ballet.com.ua/. На заседании присутствовали шесть человек, не пришли два представителя ОО «Берегиня України», которые были выбраны путем жеребьевки, а также один представитель облсовета. Четверо проголосовали за мою кандидатуру, двое воздержались. А поскольку в законе сказано, что победить кандидат может только в том случае, если за него проголосовали большинство членов комиссии, то есть пять человек, конкурс остался незавершенным. Я обязательно буду участвовать в новом конкурсе. Уверен, что один из самых интересных и важных для города пунктов моей программы пятилетнего развития театра, – это строительство органного зала возле нынешней оперы. Это может быть многофункциональный комплекс, соединенный также с малой сценой, на которой возможно разместить, скажем, кукольный театр. Словом, есть за что побороться! Евгений Гендин, член конкурсной комиссии: — Совершенно очевидно, что областной совет заинтересован в том, чтобы расставить своих людей. Это можно было понять, если бы дело не касалось знаковых культурных учреждений города. Но все должно происходить прозрачно и честно, как ни наивно это звучит, а не закулисно. Обратите внимание: прямой трансляции заседаний конкурсных комиссий не было, видеозаписи появлялись на сайте с опозданием. На самом деле процедура проведения выборов с участием облсовета и разных общественных организаций порочна. Не зря народные депутаты Украины, которые занимаются вопросами культуры, говорят о том, что давно готов законопроект, отсекающий от этого процесса облсоветы. Выборами руководителей должны заниматься творческие люди и коллективы. Не могу не обратить внимание на ОО «Всеукраинский союз «Берегиня України». Их представители путем жеребьевки попали во все три комиссии, а вот Союзу театральных деятелей, например, не повезло, равно как и другим шести общественным организациям, непосредственно связанным с культурой. Но, «берегини», раз вам так везет и вы так болеете за культуру, почему же не пришли на второе заседание комиссии? Такие выборы — это вызов культуре города и области. Это игнорирование мнений трудового коллектива, театральной общественности Украины. И здесь дело даже не в Шароварове или ком-то еще. А в том формате проведения выборов, который лишает смысла все наши демократические достижения и горестные потери последних лет. Мой совет: попробуйте провести следующий конкурс честно и прозрачно. А вдруг понравится? Во время новых выборов на должность директора — художественного руководителя днепровской оперы мы уделим пристальное внимание процессу жеребьевки. Позовем прессу. Хотим узнать секрет везения. Мы будем пристально следить за новыми выборами на должность директора — художественного руководителя Днепропетровского академического театра оперы и балета. Продолжение следует.