Тендеры - пиар или эффективность?

В последнее время начинаю задавать себе вопросы. Что лучше?

1. Коррумпированные чиновники, сидящие "на тендерах", четко и ясно озвучивающие сумму отката, или дающие понять, что "сюда лучше не лезьте, не тратьте ресурсы и время - сверху уже все решили". Или

2. Пришедшие им кое-где на смену, невымагающие никаких откатов, но не умеющие организовать работу и логистику поставок, честные новички. Умеющие красиво пиариться в ФБ, свято верящие в свою исключительность, непогрешимость, но не желающие признавать своих ошибок или хотя бы на них учиться.

И я вижу, что похожие вопросы и недоумение уже у многих наших производителей. И усиливается желание выплеснуть негатив в публичное пространство и дать наконец волю эмоциям. Особенно, когда тебя не хотят слышать вдруг резко "очиновнившиеся" гражданские активисты, даже когда вдруг выясняется, что цена одной ошибки для госбюджета может на ровном месте составить миллионы или десятки миллионов. И если раньше многим, и мне в т.ч., было глубоко пофиг, как тратятся бюджетные деньги, то сейчас, извините господа, но будут вопросы...

Выход, касающийся госзакупок, есть - прозрачные электронные торги, только не на словах, а на деле. Постановления Кабмина, регулирующего процедуру закупок полностью через электронную систему нет. Несмотря на принятый в прошлом году новый закон о госзакупках.


Напомню, как это было сделано в Грузии. Там главный принцип "все видят все!". Максимальная прозрачность на всех этапах - и при объявлении тендера и при подписании договоров. Любой, подчеркиваю - любой, может проверить все этапы, всю документацию и победителя конкурса. Кто боится открытости и разглашения конфиденциальности в конкурсе просто не участвует. Почему так? Любая закрытая информация является предпосылкой коррупции, т.к. имеет коммерческую ценность и рано или поздно может возникнуть соблазн ее продать. Открытость - это желание и возможность коррупции перечеркивает. Бизнесмены с чиновниками не контактируют. Аукционы являются реверсными и поставщики конкурируют на понижение, кто дешевле предложит цену за товар. Документацию в полном объеме предоставляет только победитель. Если его образец не соответствует заявленным требованиям тендерного комитета, начинается изучение занявшего второе место и т. д.

Грузии написание единого ПО, адаптация законодательства и прочая подготовка заняла пол года и обошлась в 500 тыс.$. После чего ВСЕ грузинские госструктуры начали осуществлять закупки через эту систему. В первый же год было сэкономлено по стране 12% от прошлогоднего бюджета - 145 млн.$.

Такой же эффект от прозрачности, публичности, контроля участниками друг друга и активными членами гражданского общества, включая журналистов, четкое понимание кто выиграл тендер и почему, возможность оспорить результаты, когда нарушения процедур неизбежно вылезают - и должны быть патриотов, ворвавшихся кое-где во власть или тех, кто там давно находится и хочет что-то поменять. А не самопиар и красивые слова вместо эффективных действий. Ну и понятно, государство должно достойно финансово мотивировать эффективных чиновников, а не ждать, когда им надоест проедать заработанное ранее!