Украина отдаляется от безвизового режима

15 декабря должно было стать исторической датой для Украины - именно в этот день Еврокомиссия намеревалась обнародовать шестой отчет о выполнении Киевом Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

Несколько проектов отчета были готовы уже в конце недели, и все они, как свидетельствуют источники издания Европейская Правда, были положительными для Украины. Но в последний момент - неожиданно для всех - обнародование отчета было перенесено. Новый день отчетности не назван, ожидается, что оно состоится в течение недели.

О причинах и последствиях решения, принятого в Брюсселе, ниже.

Ключевая новость: время "еврозрады" еще не пришло. Источники свидетельствуют, что отчет все же будет положительным, хотя и не таким, как некоторые ожидал.

Одна беда - одновременно начались негативные процессы в Киеве. И официальная Украина - сознательно или нет - готовит почву для того, чтобы Брюссель отказался от своих намерений и еще больше затянул безвизовое решения для ее граждан.

Для начала, новости тезисно:

- ЕС не планировал отказывать Киеву. Напротив, обсуждалась возможность предоставить Украине безвизовый без дополнительных условий, ускорив процесс.

- Но "фракция оптимистов" во главе с Юнкером проиграла. Отчет ЕК будет содержать четкие условия, без выполнения которых безвизовый нам не светит. И эти условия покажут часть из тех, чьи действия заблокировали полностью положительное решение - такое, которое будут иметь грузины.

- В первых рядах виновников - Юрий Луценко. Его популизм и манипуляции при рассмотрении безвизовых законов вылезают Украины боком. Определенные проблемы связаны также с Егором Соболевым.

- Теперь Совет должен пересмотреть свои правки в закон о Агентство по возврату и управления активами, восстановив правительственную версию документа. И это будет политически непросто.

- И тем не менее, на днях была создана новая проблему, которая способна заблокировать безвизовый даже при выполнении других требований ЕК. Правительство снова пытается взять под контроль Нацагентства по предупреждению коррупции. Это тот провал, который Брюссель нам не простит. Проблема новая и еще не попала в "отчет Юнкера", но переоценить ее - невозможно.

9 декабря почти незамеченной прошла новость про закон, подписанный Порошенко: президент одобрил создание Национального агентства по возврату и управления незаконно выведенными активами.

Он подписал законы "на собственный риск". Зная, что у них есть существенные проблемы. Просто тянуть с подписью уже было некогда. Тогда же - в конце прошлой недели - в АП получили четкий сигнал из Брюсселя: с такой редакцией закона о Нацагентства Украина не получит положительное заключение ЕК.

ЕП видела документы, подтверждающие - именно этот закон (а точнее - поправки, внесенные в него Советом ко второму чтению) стали ключевым препятствием для отчета, в котором ЕК констатировала бы безусловное выполнение ПДВЛ Украины. Правда, как утверждают источники, Киев до последнего надеялся, что президент ЕК Жан-Клод Юнкер сможет сломать бюрократическую систему ЕС и продвинуть положительное решение, он лично обещал Порошенко.

Было даже согласован схему - Порошенко, Яценюк и Гройсман имели письменно гарантировать ЕК, примут изменения в закон об управлении активами.

Но Брюссель так не работает.

В ЕС бюрократы время действительно имеют не меньший вес, чем политики, а бюрократический аппарат был против того, чтобы давать Киеву лишние обещания.
К слову, Порошенко некого винить в этом провале, кроме ... собственной фракции. Ведь в ВР поступил закон, который полностью отвечал требованиям ЕС. И ЕК открыто заявляла, что принять нужно именно правительственную версию законопроекта. Но, "благодаря" лидеру фракции БПП Юрию Луценко, европейский проект в Раде переписали. Из него изъяли нормы об управлении активами, оставив только функцию их возвращения. А это противоречит и законодательству ЕС и, что самое важное, требованиям ПДВЛ.

Надо подчеркнуть - ни о каких новых требованиях речь не идет. Норма об агентстве по управлению активами повторяется в отчетах ЕС из года в год.

Сложно сказать, чем руководствовался Луценко, лоббируя эти изменения, и были его действия согласованы с президентом. Многие до сих пор вспоминают его выступление во время рассмотрения этого проекта в качестве примера безоговорочного популизма - тогда Луценко заблокировал финансирование агентства за счет части возвращенных в бюджет украденных активов, сравнив закон, разработанный Евросоюзом, с коррупционным фондом "Профессионал" времен Азарова. К тому же, заявил, что европейский проект предусматривает "большие откаты, чем во времена Азарова".


И теперь Совет оказалась в крайне неудобном положении. ЕС требует вернуться к правительственной версии законопроекта о Нацагентства. Именно той, где Луценко "увидел откаты".
Как это сделать без значительных имиджевых потерь для Совета - пока не понятно. Заменить эти 25% на бюджетные средства также будет непросто - бюджет согласован с МВФ, дополнительная строка туда не добавить. Поэтому перед парламентом появилась новая непростая задача.

Конечно, среди "антигероев" - не только лидер фракции БПП. Стоит упомянуть также Егора Соболева, председателя комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Именно его комитет в течение двух недель после голосования не передавал на подпись спикеру закон о Нацагентства. Из-за этого, как утверждают в ЕС, они не могли вовремя провести экспертизу принятого Советом документа. Пока еще ведется дискуссия о том, какие именно требования будут записаны в отчете Еврокомиссии.

К счастью, к этому диалогу привлекли и Украины - именно об этом говорить в Брюсселе Петр Порошенко 16 декабря во время "мини-саммита", в экстренном порядке организованного Еврокомиссией.
Очевидно, что от нас будут требовать завершить одобрения антикоррупционного законодательства. Так, Украина приняла изменения к советскому Кодекса законов о труде, но все понимают, что это - временная норма. Впереди - принятие нового Трудового кодекса.

И там, безусловно, должно оказаться норма о запрете трудовой дискриминации, включая дискриминацией сексменьшинств.

В Брюсселе прекрасно понимают: в Раде есть большой соблазн "кинуть" европейских партнеров. К примеру, от "взаимопомощи" уже звучали заявления, что они планируют "забыть" об этой норме при одобрении кодекса во втором чтении. Очевидно, что в этом случае безвизового режима мы не получим - в ЕС боятся столкнуться с потоком ЛГБТ-беженцев, будут ссылаться на эту проблему как на доказательство их дискриминации в Украине. Есть вероятность, что среди условий, поставленных Еврокомиссией, будет также введение системы первичной идентификации (частью этого процесса является введение так называемых "новых внутренних паспортов", то есть пластиковых id-карт).

И здесь остерегаться нечего - пока Киев добросовестно выполняет требования ЕС, а с 1 января должен начаться выпуск новых паспортов.

И, наконец, самое главное. Опять речь идет о противодействии коррупции!

Если создание Национального антикоррупционного бюро уже почти завершено, то специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) пока только в начале пути. Конкурс на руководителя этого органа проходил под бешеным давлением Запада и наперекор сопротивления отдельных органов власти. В конце концов, генпрокурора заставили провести изменения в его квоте, после чего был избран руководитель САП, к которому ЕС не имеет претензий. И при подборе кадров теоретически еще могут быть "сюрпризы".

Но самым проблемным оказался третий антикоррупционный орган, по которому между Украиной и ЕС уже шел спор. Речь идет о Национальное агентство по предупреждению коррупции (Назка). Такое количество новых органов, должны быть созданы Украины - не прихоть. Эти требования являются идентичными для всех стран (включая государства ЕС). Причем, последняя названая организация - Назка – не должна являться следственным органом и только косвенно будет приобщена к расследованию коррупционных преступлений.

Его ключевая функция - собирать, хранить, публиковать и анализировать декларации о доходах и имуществе чиновников. А в украинском случае - еще и об их расходы. Последняя норма уже несколько лет заложена в украинском законодательстве, просто до сих пор она не действовала на практике.

Этот механизм должен позволить и следователем НАБУ, и общественным активистам находить с публичными данными тех должностных лиц, в которых реальный образ жизни не соответствует их богатству. При всем при этом Назка еще и должна сама идентифицировать "группы риска" среди чиновников и членов их семей.

Неудивительно, что власти хочется сохранить контроль над этим органом. Летом уже была попытка сделать Назка зависимой от руководства правительства. Тогда был организован фиктивный конкурс в комитет по избранию руководства агентства, в котором "победили" близкие к власти лица. Только под невероятным давлением ЕС и США Яценюка заставили перезапустить этот орган.

Сейчас история повторяется, но на новом уровне. В воскресенье благодаря серии махинаций были назначены три из пяти соруководителей Назка, двое из которых лично связаны с Яценюком.
Этому предшествовал длительный период блокировки работы избирательного комитета Назка. Эти события вызвали цепную реакцию.

Представитель Transparency International в избирательном комитете в понедельник объявил о "циничном обмане" со стороны власти и пообещал выйти из состава комитета, если ситуация не будет срочно решена. В заявлении TI подробно расписано, как произошла манипуляция. В тот же день было обнародовано совместное заявление реанимационного пакета реформ и антикоррупционных организаций с аналогичными обвинениями в адрес власти.

Для ЕС - это достаточное основание утверждать, что Украина провалила задание по созданию Назка. Публичный скандал вокруг Назка разгорелся уже в понедельник и поэтому не он стал главной темой диалога с Юнкером.
Но теперь нет абсолютно никаких сомнений - именно эта проблема выйдет-таки на первый план.

Считать ситуацию оптимистичной, или пессимистичной - зависит от того, с чем сравнивать. Всего месяц и одну неделю назад ситуация была несравненно хуже и позволяла говорить о срыве безвизового режима на очень длительный срок.

Сейчас мы - в гораздо лучшем положении. Мы почти наверняка получим положительный отчет Еврокомиссии - пусть не сегодня, 15-го декабря, а несколькими днями или даже неделей позже. Этот отчет будет последним, то есть нам не придется проводить новую длительную процедуру, с пятью оценочными миссиями.

Однако без обязательств выполнить то, что мы обещали ранее, Украина не обойдется. Причем некоторые пункты нам даже простили - например, конституционные изменения о снятии неприкосновенности с депутатов и судей ЕК пока не говорит.

Тем не менее, Киеву придется привыкать вести себя честно с ЕС. По крайней мере, в ключевых вопросах. Если мы и в этот раз будем действовать как обычно - безвизового режима не будет. И виновными будем исключительно мы, то есть государство Украина вся и без остатка.