Выборы на Донбассе. Какие последствия для Украины?
Боевики решили провести местные «выборы». И уже назначили даты: в ДНР голосование назначено на 18 октября (за неделю до всеукраинских местных выборов), в ЛНР — 1 ноября.
Лидеры самопровозглашенных республик настаивают, что эти «выборы» пройдут согласно Минским договоренностям, однако умалчивают, что они предусматривали до проведения выборов на Донбассе установление режима прекращения огня, отвод тяжелого вооружения и обмен пленными.
При этом главари ДНР и ЛНР — Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — в унисон заявляют, что убедились в том, что Киев срывает Минские договоренности, а также в одностороннем порядке (без согласования с «народными республиками») принимает «Закон о местных выборах».
Опрошенные «Главредом« эксперты убеждены, что нынешняя шумиха, поднятая боевиками вокруг темы выборов, является реакцией на то, что «план Путина по закреплению особого статуса ДНР и ЛНР в Конституции Украины провалился». А выборы на оккупированных территориях, даже если и состоятся, то не будут иметь ни политических, ни правовых последствий, а их результаты не будут признаны даже Россией, считают политологи.
Заместитель генерального директора — директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко:
Инициатива по проведению местных выборов в ДНР и ЛНР — это очередной фейк и имитация со стороны руководства этих образований, направленные, в первую очередь, на то, чтобы перебросить мяч на поле Украины, обвинив ее в том, что она срывает Минские договоренности.
Но ведь договоренности должны выполняться с первого пункта, а если 1-й и 3-й пункты не выполняются боевиками, то ни о каких других пунктах, ни о каком 12-м пункте речь идти не может. Все это идет в разрезе общепринятой в России концепции о том, что ДНР и ЛНР должны стать субъектами переговорного процесса, как самостоятельная сторона, хотя такой стороной в действительности является сама Россия.
Так что это попытка, прежде всего, обвинить в который раз Украину в срыве договоренностей. Это также обусловлено, в том числе, тем, что некоторые европейские политики хотели бы, чтобы Украина начала выполнять пункты 9 и 12, не ожидая выполнения первых и основоположных пунктов боевиками. Кроме того, эти образования хотят добавить себе квазилегитимности посредством местных выборов, чтобы потом можно было претендовать на статус полноправных представителей этих образований и населения, которое там проживает.
Что касается правовых оснований для этих выборов. Есть закон Украины об оккупированных территориях, есть постановление Верховной Рады, которая относит к оккупированным территориям ДНР и ЛНР. Согласно этим законам, проведение местных выборов на оккупированных территориях является невозможным. Когда там не действуют законы и Конституция Украины, а выборы, в том числе согласно Минским договоренностям, должны проводиться в соответствии с украинским законодательством, понятно, что никаких правовых оснований для проведения там выборов нет. Как, собственно, нет и физической возможности для этого, поскольку правовой порядок на этих территориях никем не обеспечивается, права и свободы граждан также не могут быть гарантированы, внешняя граница не контролируется ни Украиной, ни международными организациями, скажем, ОБСЕ или миротворческими подразделениями. В таких условиях нет возможности провести выборы в этой части Донецкой и Луганской областей.
Поэтому все это — лишь игра словами, направленная, в первую очередь на дискредитацию позиций Украины, на снятие боевиками с себя вины за невыполнение первых пунктов Минских договоренностей и на достижение ими собственной квазилегитимации.
Если эти выборы в ДНР и ЛНР все-таки будут проведены соответственно 18 октября и 1 ноября, то они будут иметь такие же последствия, как и предыдущие выборы там — то есть никаких. Их результаты никто не признает, потому что все зарубежные партнеры, в том числе, участники «минского процесса», говорят о необходимости выполнения всех пунктов Минских договоренностей, безусловно, начиная с прекращения огня, отведения тяжелого вооружения, обмена пленными и т.д. А это уже потом должно создать правовые и политические предпосылки для проведения местных выборов на тех территориях.