Откровенное интервью восходящей звезды плавания

Бронзовым получился уходящий год для одного из ведущих украинских пловцов Андрея Говорова.
 
На пятидесятиметровке баттерфляем он поднимался на третью ступеньку пьедестала на двух основных стартах сезона. Причем, на августовском чемпионате Европы, проходившем, напомним, в олимпийском стандарте, медаль 22-летнего днепропетровца, тренирующегося в Италии, оказалась единственной для сборной Украины. 
 
О том, как получилось, что самые быстрые секунды в Берлине показал наш спортсмен, а победили француз Флоран Маноду и белорус Евгений Цуркин.
 
О недавнем бронзовом успехе на чемпионате мира на короткой воде в Дохе. А также какой дресс-код будет на этот Новый год - читайте в интервью, которое Андрей Говоров дал «СЭ».
 
 
- Бронза на пятидесятиметровке баттерфляем, финал на аналогичной дистанции вольным стилем с повторением личного рекорда -21,17. А также два финала в микст-эстафетах со сборной Украины. Это больше или меньше того, на что вы рассчитывали на чемпионате мира в Дохе?
 
- Дело в том, что я сейчас нахожусь в процессе переквалификации на другую дистанцию - уже с прицелом на Олимпиаду в Рио. Она в два раза длиннее и в два раза сложнее. Мне предстоит проделать огромную работу, чтобы выйти на стометровке баттерфляем на медальный уровень. В Доху я ехал за опытом именно на ней. При этом старался показать максимально возможные на данный момент результаты на остальных своих дистанциях. На пятидесятиметровке вольным стилем получилось проплыть по личному рекорду, в баттерфляе взял медаль. 
 
Об эстафете хотелось бы сказать отдельно. Очень приятно, что она у нас появилась: пусть смешанная, пусть ребята плавают непрофильные дистанции, но это все равно очень важно и ценно. Ведь если страна может участвовать в эстафете, значит, плавание еще живет в этой стране. Плюс эстафета помогает сплотиться и благодаря ей команда действительно становится командой. 
 
- Насколько я помню, вы особое внимание уделяли отработке старта при подготовке к лондонской Олимпиаде. В Дохе в финале на полтиннике кролем по быстроте реакции вы были в тройке лучших, а в баттерфляе имели второй показатель! Это результат той самой работы? 
 
- Это результат сотрудничества со специалистом-аналитиком по старту, который работал с чемпионом и рекордсменом мира бразильцем Сезаром Сьело Фильо. Но старт - это не только прыжок, который сейчас у меня довольно таки неплох, но еще и первые пятнадцать метров. А вот в дальности, по сравнению с тем же Маноду, который установил рекорд мира в моем заплыве на чемпионате в Дохе, я пока уступаю. То есть работы еще очень много. Но перспективы на стометровке баттерфляем, учитывая мою скорость, считаю, неплохие. Все зависит от меня, моей работы и, конечно, финансовой поддержки со стороны федерации и государства. 
 
Кстати, пользуясь случаем хочу выразить благодарность, потому что на данный момент все ведущие спортсмены нашей сборной, и я в том числе, получают все, что нужно для достижения результата. В Италию я уехал тренироваться совсем не потому, что там бассейны лучше, чем в Украине. У нас тоже можно создать нормальные условия для подготовки. Но в моем случае все упирается в спарринг-партнеров. У нас сейчас нет людей, которые могли бы плавать рядом со мной с такой же скоростью. И еще один немаловажный фактор. В A.D.N. Swim Project у меня есть возможность пользоваться услугами отдельных специалистов и отрабатывать все технические нюансы, в том числе и старт. Было бы здорово, если бы такие клубы появились и в Украине. 
 
 
- Кто на недавнем мировом первенстве в Дохе удивил вас больше: француз Флоран Маноду, который выиграл два золота на полтиннике кролем и на спине с мировыми рекордами или Чад Ле Кло из ЮАР, который впервые в истории чемпионатов мира сделал хет-трик в баттерфляе, то есть завоевал золото на дистанциях 50, 100 и 200? 
 
- С Чадом Ле Кло я знаком, мы общаемся. Его успехи были ожидаемы, учитывая то, какие результаты он показывал на этапах Кубках мира. А вот Маноду меня очень сильно удивил. Не думал, что он сможет побить мировой рекорд на пятидесятиметровке вольным стилем, да и на спине тоже. Отдаю себе отчет в том, что как бы я сейчас не готовился, такой результат показать бы все равно не смог.  
 
- Результат, который принес вам бронзу в Дохе (22,49) всего на шесть сотых отличается, от того, который позволил вам подняться на вторую ступеньку пьедестала на чемпионате мира в Дубае-2010 (22,43). Скажите, а как сильно изменились вы сами за эти четыре года?
 
- Немного поменялось мировоззрение. А что касается спорта, то я понял, что могу плавать не только 50 метров. И, как уже сказал, сместил акцент в подготовке на стометровку. Вероятно, из-за этого, результат на полтиннике остался на месте. Просто когда ты плаваешь дистанцию, которая требует больше выносливости, скорость немножко падает. Хорошо еще, что я смог удержать прежний уровень, и взял таки медаль в Дохе. 
 
 
- Из семи представителей A.D.N. Swim Project вы единственный завоевали личную награду на чемпионате мира в Дохе . Клуб, и в частности тренер Андреа Ди Нино, как-то отметил ваш успех? 
 
- Я уверен, что они очень дорожат нашим сотрудничеством. Сейчас в клубе не осталось ни одного российского спортсмена, хотя, возможно, еще продолжит работать с нами Олег Тихобаев. Ушел и Евгений Коротышкин - капитан A.D.N. Он сейчас тренируется в России. Думаю, его решение вернуться домой связано с намерением завершить карьеру. Кстати, теперь капитанская работа, а это представление интересов клуба заграницей, в том числе и работа с прессой, лежит на мне. 
 
- Многим болельщикам запомнилось, как на чемпионате мира в Риме-2009 перед эпической битвой с Майклом Фелпсом на 100 метров баттерфляем серб Милорад Чавич в буквальном смысле одним взмахом полотенца заручился поддержкой итальянской публики, а все потому, что полотенце это было с эмблемой футбольного клуба «Рома». И идея это, как потом выяснилось, принадлежала Андреа Ди Нино - тренеру Чавича. Как часто, он в работе с вами и другими спортсменами клуба прибегает к таким нестандартным методам? 
 
- Таких методов по привлечению внимания на соревнованиях мы с ним еще не практиковали. А что касается выше упомянутого случая, то всем известно, что Андреа Ди Нино - фанат «Ромы». Каждую неделю он ездит на машине из Неаполя в Рим, чтобы поддержать свою любимую команду. А вообще оригинальность у него, конечно, присутствует. Весной он помог мне организовать пресс-конференцию в поддержку Украины. Итальянцам это было очень интересно . Тогда же появилось и фото, где мы держим флаг с надписью «Peace». 
 
Хочу, чтобы все знали, где бы я не тренировался, всегда буду представлять Украину. И какие бы деньги мне не предлагали, никогда и ни на что, свою страну не променяю. 
 
ХОТЕЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОГ
 
- Андрей, в августе вы принесли Украине единственную медаль на чемпионате Европы в Берлине. Скажите, когда после полтинника баттерфляем вы выходили из бассейна, чего было больше: радости, что второй еврофорум подряд в олимпийском стандарте вы с медалью, или все-таки разочарования, что она опять бронзовая, тогда как могла быть золотая, проплыви вы в финале с таким же результатом, как в предварительном заплыве, то есть с рекордом чемпионата Европы - 22,87? 
 
- Конечно же, я расстроился. Ведь был на голову выше всех на пятидесятиметровке баттерфляем на тех соревнованиях. Но этот опыт помог понять, чего мне не хватает и что нужно сделать, чтобы такое больше не повторялось. 
 
- Но вы ведь не первый раз в предварительном заплыве показываете время лучше, чем на решающей стадии соревнований. В Барселоне на прошлогоднем чемпионате мира вы утром установили рекорд Украины - 21,80, а потом в полуфинале полтинник кролем проплыли за 21,96. У каждого такого случая свое объяснение или все-таки это тенденция, с которой нужно бороться?
 
- Тенденция, мы с ней боремся и уже побеждаем. В Дохе в баттерфляе, я показал сильнейший результат и заработал медаль. В вольном стиле, к сожалению, время в финале опять получилось чуть хуже. Нужно уметь плавать без напряжения. Чем больше ты напрягаешься, тем меньше эффективность работы в воде. Это технический элемент.
 
- Так значит все-таки технический, а не психологический?
 
- Технический, но идет он от психологии. Я хочу больше, чем могу, может быть, в этом основная причина. В Доху я приехал, зная, что не готов сейчас показывать максимум в спринте в баттерфляе, не ждал от себя рекорда мира, но при этом проплыл с результатом, который дал мне возможность завоевать медаль. 
 
 
- На последних двух крупных стартах в 50-метровом бассейне - чемпионате мира в Барселоне-2013 и чемпионате Европы в Берлине-2014 из олимпийских дисциплин вы выступали на полтиннике вольным стилем , который плыли и на Играх в Лондоне. Почему решили изменить приоритеты к Рио-2016?
 
- В первую очередь, из-за того, что у меня больше шансов завоевать олимпийскую медаль на 100 метров баттерфляем, чем на 50 вольным стилем. Это более стабильная дистанция. Если на стометровке баттерфляем я буду сильнее, то медаль завоюю, даже несмотря на то, что могут быть какие-то мелкие ошибки по дистанции. Там уже играет роль само плавание, а не старт. 
 
- На данный момент ваш personal best на 100 метров баттерфляем - 54,10. Даже по меркам прошлых Игр это только норматив «Б» (54,19), не говоря уже о «А» (52,36). Что дает вам основания полагать, что в ближайшее время вы можете столько скинуть со своего результата?
 
- 54,10 - это вообще не результат, я считаю. И не стоит на него ориентироваться, потому что я еще не плавал стометровку баттерфляем при полной подготовке на длинной воде. В первую очередь, нужно проработать выносливость. И уже тогда результат будет намного выше: это даже не обсуждается. 
 
На днях на Кубке Украины в Харькове на 100 метров, только не баттерфляем, а вольным стилем, я почти побил национальный рекорд Юрия Егошина (49,47 - Прим.А.С.), который держится уже восемь лет. С 2007 года у нас никто не выплывал из 50. Мне это удалось - 49,60. Иными словами, я решил попробовать эту дистанцию и чуть рекорд не побил. То есть прогресс есть, будем дальше работать в том же направлении.
 
- Скажите, сколько еще может спать спокойно главный тренер сборной и действующий рекордсмен Украины (результат - 51,10) на дистанции 100 метров баттерфляем Андрей Сердинов?
 
- Думаю, он будет только рад, если я смогу побить его рекорд. (Улыбается). Не хочу говорить, сколько ему еще ждать. Но скажу, что к Олимпийским играм планирую выйти на этот результат.
 
- Приближается Новый год. Может, как раз стоит загадать заветные цифры? 
 
(Улыбается). Не думаю, что это поможет. Поможет только труд! 
 
 
- Новый год будете встречать в Италии или в Украине?
 
- В Украине, а точнее в Днепропетровске. Я и так много времени провожу в Италии. Жить вдали от дома на самом деле очень нелегко. Хорошо еще, что примерно половину срока пребывания там со мной жена. Заграницей у людей все-таки другой менталитет, не всегда удается найти с ними общий язык. Так что если я закончу тренировки в Италии, то обязательно вернусь в Украину. 
А что касается Нового года, то это уже традиция встречать его в кругу близких друзей у нас дома в Днепропетровске. В этом году, кстати, будет дресс-код: костюмы из мультиков девяностых: и диснеевских, и еще советских, то есть тех, на которых мы выросли. Я буду…
 
- Не говори, мы же хотели, чтобы это был сюрприз, - не дала Андрею раскрыть секрет его очаровательная супруга Даша. Все это время она сидела рядом и была безмолвным участником нашей беседы. 
 
- И правда, не буду.
 
- Андрей, вы ведь в детстве занимались хоккеем. Катание на коньках тоже входит в обязательную программу празднования Нового года?
 
- В обязательную нет, но вполне возможно, что покатаемся. Времени у нас будет достаточно. Хотя я даже несмотря на праздники, все равно буду продолжать тренироваться. 
 
- А на льду вы себя чувствуете также уверенно, как в воде?
 
- Да, конечно, все-таки я два года хоккеем занимался.