Визитка Днепра: какие необыкновенные объекты можно найти в музее Яворницкого

Музей им. Д.Яворницкого – это визитка Днепра. Сегодня это место развивается, меняется и трансформируется. Чем живет музей, рассказала директор Юлия Пищанская эксклюзивно для «Наше Місто. Афиша Днепра», передает Днепровская панорама

О логотипах и татуировках

Юлия Пищанская, став директором, сделала музей более современным. Стильная, сдержанная, но при разговоре о животных и команде музея сразу улыбается.  Юлия получила достаточно разнообразное и глубокое образование — как филологическое, так и юридическое. Как она отмечает, это дает ему возможность чувствовать себя человеком, стоящим, так сказать, на двух опорах: одна позволяет мечтать, а другая дает реалистическое понимание ситуации.

— Цель не просто сделать музей лучшим в Украине, — говорит она. — У нас есть определенные маркеры европейских музеев, конечно не уровня Лувр или Прадо. Мы понимаем, что музеи, которые находятся в странах, ранее бывших империями, имеют более богатую коллекцию: можно было из колоний привозить. Но у нас есть предметы, которые украшают мировую культуру. Тот самый Керносовский идол, который является жемчужиной нашей коллекции, но не единственный достойный внимания предмет.

photo1644481257-730x550

Директор отмечает, что прежде всего ей хотелось наладить коммуникацию с визитерами.

Кроме внутренней работы музея, мне хотелось бы, чтобы та информация, которую мы предоставляем, была яркой, чтобы это было не учреждение ноу-нейм в центре Днепра,.  И мы задумались сделать руководство из стиля, изготовили бренд-бук и зарегистрировали торговый знак, чтобы иметь абсолютно легитимный способ делать сувенирную продукцию. Это наша интеллектуальная собственность, мы добавляем эти изображения в наши изделия, и они работают как послы музейной работы. И люди несут это дальше в сообщество – на себе или с собой. Первые футболки из лого разошлись именно среди сотрудников. Ведь многие наши ученые — патриоты своего дела. Они – послы музея. Важно, чтобы по афише, имеющей этот шрифт и логотип, эти корпоративные цвета, уже издалека было понятно, о чем идет речь. Чтобы днепряне не просто знали, что у них есть музей, но и узнавали его и имели дополнительный мотив прийти и посмотреть, что там происходит, — отмечает Юлия Пищанская. 

Логотип вызвал много споров, команда долго работала над ним и решила, что именно каменные бабы больше всего соответствуют узнаваемости. Ведь даже не зная здание музея, люди узнают этот ландшафтный элемент в Днепре.
оманда – это главное!

photo1644481043

Они вторыми после Национального музея истории Украины разработали такой узнаваемый элемент.

- Но это почетное место, - считает директор. — Быть первыми среди первых это тоже важно. Это начало развития музея в направлении европейского видения. Мы начали больше работать в социальном направлении, ведь раньше это был музей музейных и узкого круга. Но хотелось расширить аудиторию. Музей диктует нарративы, а не только сохраняет что-либо. Мы провели форум по теме формирования идентичности. И уже три года его проводим, это инструмент влияния на формирование идентичности, которая у нас размыта и туманна.

photo1644481059
В музее работают 142 человека. За 2021 год прошли 58 выставок, 287 культурно-художественных мероприятий, 17 книжных выставок и 16 презентаций изданий, 28 мастер-классов, 45 лекций, 4 археологические экспедиции.

Юлия Юлия отмечает, что еще одна цель исторического музея – поддержка благотворительных проектов.

Это важно для города, который в 2014 году оказал сопротивление российской агрессии, чтобы люди были активнее, не считали себя непричастными. Именно такой холистический подход наиболее европейский. Мы не только думаем о прошлом, констатируем настоящее, но и думаем о будущем. Именно по этим нарративам, которые мы предоставляем как месседжи обществу, важно воспитывать европейские ценности, а не просто говорить,  подчеркивает она.

Директор констатирует, что команда музея — патриоты своего дела. Они живут музеем, и карантин – очередное тому подтверждение.

Мы проводили каждый день онлайн-лекции. Первые трансляции на кухне у технических специалистов, но музей выходил онлайн, чтобы быть интересным, проводить лекции, общаться с нашими посетителями. Каждый ден, - — вспоминает она.

По просьбе продолжить фразу «Исторический музей для меня – это…» она лаконично отвечает: «Жизнь». И добавляет, что имеет особую и символическую татуировку — слово «museum».

В мире старины

Валерия Лавренко, заместитель директора по научной работе, пришла работать с Юлией одновременно. Когда она показывает нам экспонаты, в ее глазах – восторг и любовь к своему делу. Желание заинтересовать посетителей.

Жемчужина музея – Керносовский идол.

Его вес - 238 кг, нашли идола школьники в селе Керносовка Новомосковского района Днепропетровской области, когда копали силосную яму. Поняли, что это не просто камень. И однажды транспортировали его, чтобы показать взрослым. Вот так идол, которому пять тысяч лет, получил вторую жизнь, -  говорит она

photo1644481093
Валерия отмечает, что ей особенно нравятся вещи, на которых буквально видишь следы истории: металлический котел, имеющий заплатку, давний пивной чан одного из заводов тогдашнего Екатеринослава или лунный казацкий календарь.

Музей можно посещать много раз и каждый день видеть что-то новое, особенное. Узнавать не просто факты, а истории из жизни. У этой кареты, которую часто можно встретить на фотографиях, тоже интересно, — говорит Валерия. — Ее буквально во время войны спасли сторож и уборщица, нашли лошадь и увезли карету, когда в музее были немцы.

Летом в музее появился новый очень ценный сотрудник. И это не учёный. В штат музейщиков вошла собака Найда. Теперь пушистая здесь живет и работает. Она несет службу во дворе, охраняя территорию от посторонних. Здесь для нее обустроили жилье.

Найду из-за многочисленной популярности в СМИ подкармливают уже посетители. Она стала немного толще, но от этого не менее красивой! - говорит Юлия Пищанская.

photo1644481159

Читайте также: В Днепре по Богдана Хмельницкого ходил "избранный" без трусов