Бесплатный проезд и первые маршрутки: каким был транспорт Днепра в 90-х (Фото)
А вы знали, что в нашем родном Днепре можно было бесплатно ездить в трамваях и троллейбусах целых 1,5 года. Правда, затея не увенчалась успехом. Не все это помня, а многие и не знают.
В 1993 году решением сессии городского совета действительно ввели бесплатный проезд в троллейбусах и трамваях. Эксперимент начался 3 апреля. Видимо желающих проехаться стало больше, чем обычно, потому что уже в декабре 1994 года проезд снова стал платным. Для обилечивания пассажиров на работу приняли более 600 кондукторов. Из-за бешеной инфляции стоимость проезда тогда была 1000 карбованцев (курс к доллару — 4 539 крб./$1). Это официальная информация от КП "Днепровский электротранспорт".
Деньги обесценивались настолько быстро, что даже кондукторам было нечем платить. Правда, эксперимент с бесплатным проездом лишь усугубил финансовое положение КП. Уже к началу 1996 года проезд в трамваях и троллейбусах подняли до 20 тысяч карбованцев (10 центов по тогдашнему курсу доллара). Даже несмотря на бешеную инфляцию, это были немалые деньги.
Вскоре, в июле 1996 года, на маршрут вышли троллейбусы, которые работали в режиме маршрутного такси. Это сделали, чтобы хоть как-то удержать КП на плаву, так как начались перебои с выплатами из городского бюджета на компенсацию льготников. Проезд в троллейбусах-маршрутках стоил в 2 раза дороже, чем в обычных – 40 тысяч карбованцев (20 центов по тогдашнему курсу доллара). Правда, и этот эксперимент не принес особой прибыли, и уже в 1997 году все троллейбусы снова вернулись в “обычный” режим.
Первые маршрутки
Первые маршрутки в нашем городе появились в середине 80-х годов. Они стоили 20 копеек и ездили с правого на левый берег. Например, такая маршрутка отправлялась от остановки 10-го троллейбуса на Победе и ехала до Воронцова. Интервал – 15 минут.
Уже в 90-е появились в городе появилось много маршруток. Привычных нам "Спринтеров" еще не было. Вместо них по Днепру ездили в основном "Газели". Проезд поднялся до 50 копеек. В это время билет в троллейбусе и травмае стоил всего 25 копеек. Неудивительно, что в начале 90-х маршрутки считались транспортом состоятельных людей. Сейчас это даже звучит смешно.
К 1997-у году проезд подорожал до 1 гривны, а в 2007-ом – до 2 гривен, а вскоре и до 2.50 гривен, что вызвало тогда много шумихи в СМИ. Писали, что маршрутные такси опустеют из-за таких высоких цен. Но нет.
Прогресс не стоял на месте
В начале 90-х появившиеся как грибы из-под земли частные перевозчики использовали фактически любой подвижной состав, который оставался на ходу. Не брезговали даже "ПАЗиками" и "Икарусами" с одной-единственной дверью. Последняя вообще еле держалась и нередко ее даже приматывали тряпками и веревками, чтоб окончательно не оторвалась. Маневренность таких маршруток была неважной.
Этот транспорт явно не был предназначен для города и, как только появилась возможность, его заменили "Газелями" и "Мерседесами".
"Газели" стали настоящим ночным кошмаром для высоких людей. Ехать в таких маршрутках стоя было настоящим мучением. Они были ниже современных "Спринтеров" минимум на 15 сантиметров. Сидячих мест было всего 13. Из-за этого очень часто уплотняли ряды сидений и освобождали от кресел переднюю площадку для большей вместимости.
В конце 90-х по улицам города стали ездить "рафики". Они были немного вместительнее "ПАЗов". Часть сидений в них убирали, чтобы поместилось больше стоячих. Лучшим местом считалось то, что возле водителя, потому что там твои колени не упирались в спинку кресла соседа. Расстояния между сидения были очень маленькими.
Ближе к 2000-х появились "Богданы" и "Эталоны". Кстати, первые ездят по Днепру и по сей день.
"Богданы" казались невероятно просторными по сравнению с "газелями-душегубками". Но летом туда все равно набивалось невероятно много народу, а окна открывались далеко не всегда.
Куда пропали трамваи и троллейбусы?
В начале 90-х маршрутка считалась транспортом для тех, у кого есть лишние деньги. Очень многие маршруты дублировал электротранспорт. Ситуация кардинально изменилась в 1998 году. В августе экономика обвалилась, а финансирование коммунальных предприятий практически сошло на нет.
В 1999 году впервые за два десятилетия город не получил ни одного нового троллейбуса, как впрочем и ни одного трамвая. Но не это было самым страшным – летом началась практика укорачивания, т.е. переделывания в одиночные, сочлененных троллейбусов ЮМЗ-Т1. Всего за текущий год подобным образом было переделано 11 троллейбусов.
Тогда же ликвидировали трамвайное депо №1 возле вокзала. На его территории остались только управление, пункт отстоя для служебных вагонов, а в цехах – вагоноремонтные мастерские. Часть территории закрытого депо начали использовать под автомобильную стоянку, а часть вообще продали центральному рынку под торговые площади.
В 2000 году уже не хватало денег и на ремонт подвижного состава, а новые вагоны по-прежнему не привозили. Трамваи и троллейбусы продолжали укорачивать, а маршруты сокращать. Электротранспорт стал проигрывать маршруткам, которые буквально заполонили город. Практически по одному, и тому же маршруту ездили сразу несколько перевозчиков.
Сейчас днепрянам действительно повезло, на большинстве маршрутов появились большие автобусы и новые троллейбусы с кондиционерами. О таких чудесах в 90-х даже и не мечтали.
Читайте также: Забил палкой до смерти и пошел спать: под Днепром мужчина убил собутыльника (Фото)