Что сегодня должна принять Рада?

На внеочередном заседании Верховной Рады, которое состоится в понедельник, 2 марта, депутаты должны рассмотреть ряд ключевых законопроектов, которые необходимы для дальнейшей работы с МВФ, пишет Daily.com.ua.

В числе главных требований Международного валютного фонда – изменения в пенсионной сфере, повышение тарифов до экономически обоснованного уровня, решение проблемы долгов "Нафтогаза". Официально документ, где четко прописываются условия предоставления транша, не публиковался.

Одним из ключевых документов, которые планирует рассмотреть Верховная Рада, является проект Закона номер 2212 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения". Он предусматривает:

 

  • Поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию;
  • Поэтапное повышение на 5 лет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет;
  • Для исчисления пенсии применять среднюю заработную плату (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за 2012, 2013, 2014 годы;
  • Пенсии работающим пенсионерам выплачивать в размере 85 процентов, но не менее размера прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность;
  • Лицам в период работы на должностях, дающих право на назначение специальных пенсий (народные депутаты, государственные служащие и приравненные к ним лица, судьи, прокуроры и другие), пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством Украины, не выплачивать.

 

Кроме законопроекта 2212, Верховная Рада намерена рассмотреть еще два документа, касающиеся пенсий. В проекте 2211 речь идет о том, что должностным лицам органов доходов и сборов в период работы в таких органах пенсии не выплачиваются. Также отменяется норма о том, что в случае гибели работника соответствующего органа при исполнении служебных обязанностей его семья получает пособие в размере десятилетней зарплаты.  Кроме того, депутаты намерены убрать пункт о выплате пособия в размере 5-летней зарплаты в случае причинения должностному лицу при исполнении служебных обязанностей тяжких телесных повреждений, которые препятствуют занятию профессиональной деятельностью. Также предлагается сократить норму о выплате пособия в размере годовой зарплаты в случае причинения легких или средней тяжести телесных повреждений. Законопроект 2210 – абсолютно аналогичный по сути, но касается он работников контролирующих органов.

По мнению экономиста Александра Охрименко,  повышение пенсионного возраста приведет к негативным социальным последствиям, но в Украине необходимо решать проблему пенсионного обеспечения. Охрименко заявил: 

"У нас сейчас больше 13 млн пенсионеров, а всего работающих по найму у нас около 8 миллионов. То есть пенсионеров больше, чем работающих по найму. У нас очень быстро произошло старение нации. Это почти невозможно профинансировать"

"НЕФТЕГАЗ". Для того, чтобы решить вопрос финансового состояния "Нефтегаза", Верховная Рада рассмотрит законопроект 2214, который вносит изменения в порядок взыскания долгов в пользу НАК и поставки природного газа.

Согласно документу, в Законе "О теплоснабжении" прописывается понятие "уровень газоснабжения, который обеспечивает технологическую безопасность функционирования систем теплоснабжения". Имеется в виду объем газа, необходимый для обеспечения минимального температурного графика тепловой сети, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций. В то же время среди принципов государственной политики закрепляется возможность ограничить поставки до указанного уровня если потребитель (то есть теплокоммунэнерго) нарушает сроки расчетов за газ или берет газ при отсутствии планового объема поставки на текущий месяц.

Если у потребителей (кроме населения и бюджетных учреждений) есть долги за газ, заключить с ними договор "Нефтегаз" сможет при условии предоставления в залог имущества, поручительства третьих лиц и гарантии, в том числе от третьих лиц, в объеме не менее стоимости планового двухмесячного потребления в отопительный период. Право требования по задолженности за газ перед "Нефтегазом" и его дочерним предприятием может быть продано в пользу третьих лиц с аукциона. Торги могут проходить в несколько этапов. Если на первом аукционе продажа не состоялась, цена на вторых торгах может быть уменьшена на 10%, на третьих – на 30%, на четвертых – на 50%, на пятых – на 70%.

Согласно законопроекту, гарантированный поставщик газа (то есть "Нефтегаз") теперь будет вправе отказать потребителю в заключении договора, если в отношении этого потребителя возбуждено дело о банкротстве. Кроме того, поставщик газа имеет право прекратить поставки, если в отношении потребителя возбуждено производство по делу о банкротстве или если потребитель проводил отбор газа без планового объема поставки на текущий месяц.

В документе также прописано, что оплата тепловой энергии, для производства которой гарантированный поставщик ("Нефтегаз") поставляет газ, осуществляется через специальные счета. Речь идет о перечислении денег потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями, которые закупают тепловую энергию для дальнейшего снабжения потребителей. Счета должны быть открыты лишь в уполномоченном банке. Оплата тепловой энергии через другие счета запрещается. Исключение составляют лишь теплоснабжающие и теплогенерирующие организации, которые поставляют не более 18 000 Гкал в год; хозяйства, которые производят тепловую энергию исключительно для отопления своих помещений; неприбыльные бюджетные учреждения.

Остальные теплогенерирующие и теплоснабжающие организации, которые для производства энергии покупают газ у гарантированного поставщика (то есть у "Нефтегаза"), должны ежемесячно проводить предварительную оплату газа "Нефтегазу".

Только на условиях предоплаты будет поставляться газ и другим потребителям (кроме населения, бюджетных учреждений, теплоснабжающих и теплогенерирующих предприятий, указанных выше).

Кроме того, согласно законопроекту, с 1 июля 2015 останавливается действие моратория на исполнительное производство и принудительное взыскание задолженности предприятий ТЭК (раньше этот срок был 1 января 2016 года).


Как указано в пояснительной записке к законопроекту, по состоянию 1 января 2015 общая задолженность потребителей перед НАК "Нефтегаз" за потребленный газ превысила 29,6 млрд. грн., в том числе население – 2,1 млрд. грн; бюджетные учреждения и организации – 160 млн. грн; предприятия ТКЭ – более 16,1 млрд. грн; предприятия промышленного и энергетического комплексов – 11,2 млрд. грн.


ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТ. В рамках договоренностей с МВФ Рада также должна рассмотреть поправки в госбюджет. В них предусматривается:

  • увеличение государственных внешних заимствований на 105, 767 млрд грн; 

  • увеличение погашения государственного внешнего долга на 25,981 млрд грн;

  • увеличение погашения государственного внутреннего долга на 66,77 млрд грн; 

  • уменьшение государственных внутренних заимствований на 2,18 млрд грн; 

Согласно проекту изменений, доходы госбюджета повышены до 498 млрд грн (в основном за счет налогов), расходы – до 563 млрд грн. Прогноз номинального ВВП составляет 1850,2 млрд грн. Инфляция на декабрь 2015 года, по расчетам правительства, достигнет 26,7%. Как ранее заявлял премьер-министр Арсений Яценюк, курс нацвалюты заложен на уровне 21,7 грн/долл.

Увеличен предельный объем дефицита бюджета – на 12,6 млрд грн (или на 19,8%). Это составит 4,1% ВВП. 

Также повышен объем госдолга, который может взять Украина – до 1394,4 млрд грн. Это составляет 75,4% обновленного прогнозного ВВП на 2015 год. 

Из-за резкого падения курса гривны увеличены расходы, связанные с государственным и гарантированным государством долгом – на 21,539 млрд гривен. Речь идет о погашении просроченной задолженности госпредприятий. 

В документе также прописывается, что Кабмин сможет выпустить облигации внутреннего госзайма в сумме 29,7 млрд грн. в том числе 10,7 млрд – для компенсации убытков от поставок природного газа в район конфликта на востоке.

Для создания стабилизационного энергетического фонда правительство сможет привлекать кредитные средства под госгарантии в сумме 21 млрд грн, но порядок формирования стабфонда и порядок использования еще нужно разработать.

Изменения в бюджет предусматривают также дополнительные расходы в объеме 400 млн. грн. на медицинские программы, в частности, гемодиализ, на приобретение цифровых маммографов и ультразвуковых диагностических приборов украинского производства и лечение детской онкологии.


На выплату пенсий из госбюджета выделяется на 3,9 млрд грн меньше, чем было утверждено ранее. Всего в Пенсионный фонд госбюджет перечислит 76,9 млрд грн.

Кроме того, снижены платежи со стороны Нацбанка в госбюджет: вместо 65 млрд грн НБУ должен будет перечислить 60,500 млрд.

Изменятся также расходы на образование

Реформа предусматривает сокращение госзаказа на подготовку специалистов, уменьшение количества высших учебных заведений с 802 до 317, оптимизацию сети общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических заведений, переход на финансирование научных разработок исключительно на конкурсной системе госзаказа. В результате правительство намерено сэкономить 312,3 млн. грн.

Изменения в бюджет предусматривают уменьшение расходов на производство и трансляцию телерадиопрограмм для государственных нужд на 150 млн. грн.

Из-за падения курса гривны правительство прописало в бюджете увеличение расходов на подготовку и участие украинских спортсменов в международных соревнованиях, уплату взносов в международные организации, содержание украинских миротворческих контингентов.

На охрану украинско-российской границы в районе зоны конфликта предлагается выделить деньги по бюджетной программе "Государственные капитальные расходы, распределяемые Кабинетом Министров Украины", объем которой составляет 2,5 млрд гривен. 

Кроме того, Кабмин создал новую программу кредитования аграриев общим объемом 300 млн грн.

Один из законопроектов, которые планирует рассмотреть Верховная Рада – 2209, касается изменений в Бюджетный кодекс, которые определяют порядок проведения субвенций в сфере образования. Для организации помощи переселенцам Кабмин сможет перераспределить субвенции в сфере образования и медицины.

Кабмин пошел на некоторые послабления для благотворителей

Согласно законопроекту 2213, в доходы, с которых платится налог на доходы физлиц, не включается сумма благотворительной помощи, предоставленной благотворительными организациями из утвержденного Кабмином перечня. Но речь идет лишь о помощи, которая направлена зарегистрированным переселенцам либо жителям населенных пунктов в зоне конфликта, контролируемых украинской властью. Также правило распространяется на помощь крымчанам или зарегистрированным переселенцам из Крыма.

РЕНТНАЯ ПЛАТА. В законопроекте 2213, где прописаны изменения в Налоговый кодекс, речь идет о повышении рентной платы за добычу природного газа в 3,5 раза"Экономическая ситуация в стране в настоящее время вызывает необходимость в увеличении тарифов на природный газ, реализуемый для нужд населения. Вследствие роста цен, по которым будет закупаться добытый природный газ у газодобывающих предприятий, будет расти их доход", – говорится в пояснительной записке к документу. Этим фактором, а также уменьшением перекрестного субсидирования, правительство обосновывает резкий рост ставки. "Предлагается увеличить ставку рентной платы с 20% до 70%. Это позволит привлечь в государственный бюджет дополнительные доходы, которые будут направлены на прямую поддержку домохозяйств с низкими доходами, а также увеличит чистые доходы газодобывающих предприятий, которые будут использованы на дальнейшее развитие отрасли", – сказано в пояснительной записке к законопроекту.

ТАРИФЫ. В Украине планируется многократное повышение тарифов на газ, которое власть планирует компенсировать малообеспеченным категориям за счет льгот и субсидий. Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева 18 февраля сообщила:

"Сейчас, в соответствии с нашей программой с МВФ повышение тарифов будет очень резким – на 280% на газ и около 66% на тепло"

В проекте изменений, который должны рассмотреть депутаты, предлагается дополнительно выделить 15,323 млрд грн на социальную защиту украинцев и поддержку наименее защищенных категорий населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Из них 12,473 млрд грн пойдут на льготы и субсидии на оплату ЖКХ, еще 2,8 млрд грн – на адресную помощь переселенцам для компенсации расходов на проживание, в том числе оплату ЖКХ.

Для населения столь резкое повышение тарифов может привести к тому, что части украинцев нечем будет платить за тепло, полагает экономист Александр Охрименко. "Повысить можно, но вопрос в том, будут ли люди платить? Сейчас по данным за январь по отоплению более 22% не оплачено. Более-менее платят за свет и за воду, а отопление – это критично. Если еще повысить, думаю, до половины не будут платить. Может возникнуть ситуация, когда человек и хочет платить, но ему нечем, зарплаты же не растут", – сказал Охрименко.

Долги населения за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на январь 2015 года

650_1000_01

*Данные Госслужбы статистики

Кроме того, в Украине принято решение о росте тарифов на электроэнергию для населения. Оно утверждено Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Напомним, повышение тарифов пройдет в 5 этапов:

С 1 апреля 2015 года тариф для первого блока потребления (до 100 кВ-ч в месяц) возрастет на 19% – до 36,6 коп./кВ-ч, для второго блока (от 100 до 600 кВ-ч в месяц) – на 50%, до 63,коп./кВ-ч, для третьего блока (более 600 кВ-ч в месяц) – на 5%, до 140,7 коп./кВ-ч.

С 1 сентября 2015 года тариф для первого блока потребления возрастет до 45,6коп./кВ-ч, для второго блока – до 78,9коп./кВ-ч, для третьего блока – до 147,9 коп./кВ-ч.

С 1 марта 2016 года в первом блоке потребления тариф возрастет до 57 коп./кВ-ч, во втором блоке – до 99 коп./кВ-ч, в третьем блоке – до 156 коп./кВ-ч.

С 1 сентября 2016 года стоимость электроэнергии для населения по первому блоку составит – 71,4 коп./кВ-ч, по второму – 129,0 коп./кВ-ч, по третьему – 163,8коп./кВ-ч.

С 1 марта 2017 года стоимость электроэнергии по первому блоку составит 90 коп./кВ-ч, по второму и третьему – 168 коп./кВ-ч.

Таким образом, к апрелю 2017 года тарифы должны возрасти в 3,5 раза

Средневзвешенная стоимость электроэнергии для населения будет доведена до уровня себестоимости – 122,83 коп./кВ-ч. Сейчас средневзвешенный уровень тарифа для населения составляет 35,58 коп./кВ-ч, и по расчетам НКРЭКУ это составляет только 21% от себестоимости электроэнергии.

Напомним, решение о выделении Украине кредита должно быть принято МВФ 11 марта. Новая программа сотрудничества рассчитана на 4 года, общий объём финансирования со стороны МВФ составляет 17,5 млрд долл. Но в рамках этой программы Украина рассчитывает получить средства и от других международных доноров. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, речь идет еще о 7,5 млрд долл, таким образом, общий объем программы составит 25 млрд долл. "Цель программы – чтобы вы понимали, на пенсии, зарплаты и военные цели никто деньги не дает. Они даются, чтобы страна не попала в дефолт и выполнила свои обязательства", – заявил премьер в интервью украинским телеканалам 27 февраля. Еще часть средств, по его словам, пойдет в золотовалютные резервы Нацбанка. "Это средства, которые НБУ мог бы использовать, чтобы стабилизировать гривну", – заявил Яценюк.