Как выжить Украине: ТОП-5 первоочередных шагов на пути к процветанию

Экономика Украины стремится ко дну, говорят эксперты, а ситуация на Донбассе реально обостряется вопреки всем политическим договоренностям.

Эксперты рассказали, какие приоритетные шаги должна предпринять власть, чтобы выйти из кризиса, пишет "Сегодня.ua" .

Приватизация госимущества и земли

Одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране эксперты и чиновники называют массовую приватизацию.

"Прибыльных предприятий в ведении Минагрополитики практически нет. Не вижу ни одного, которым Украина может гордиться. Наиболее успешные, имея тысячи га земли, демонстрируют доходность пивного ларька на Крещатике", – заявил по этому поводу министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко.

В списке — более 340 объектов, уже разрешенных к приватизации, в основном — части облгазов и облэнерго, отдельные подразделения госшахт, работающие и неработающие сахзаводы, агрофирмы, отраслевые НИИ и т. д.

Главные "лакомые куски" — все 13 морпортов страны, от самых крупных — Ильичевского и Мариупольского — до мелководного Скадовского. Причем продать хотят даже спецморпорт "Октябрьск", в котором частично базируются военные корабли ВСУ, а также Дунайское пароходство, три гранитных карьера и госстройкорпорацию "Укрбуд". По оценкам экспертов, за все имеющиеся в списке объекты можно выручить до 20 миллиардов долларов.

С каким накалом будет проходить украинская приватизация – узнаем, когда процесс будет запущен на полную мощность. Но, стоит отметить, положительный опыт заграничных соседей. К примеру, в Польше повальная приватизация началась в 1990 году, при сбалансированном законодательстве под приватизацию попало более половины существующих госпредприятий. В принципе, за все время процесс приватизации в Польше хоть и изменился, но продолжает действовать – финансы, полученные от приватизации, идут на развитие инфраструктуры, развитие социальной сферы и проведение реформ.

Однако в проведении приватизации в нынешних экономических условиях есть и свои риски.

"На восстановление инвестиционного климата уйдет очень много времени. Вернуться инвестиции смогут лишь после пяти лет устойчивой ситуации. Многие восстановление экономики связывают с национализацией, распродажей земли, но это ни в коем случае нельзя делать. Если это будет сделано – будет потеряна последняя возможность для государственной экономики", – считает доктор экономических наук Юрий Макогон.

По его мнению, основное условие для прихода инвесторов - установление мира.

"Поле деятельности для инвесторов сейчас очень широкое, сейчас уничтожена инфраструктура, – поясняет Макогон. – Но, инфраструктура всегда привлекала инвесторов. Дороги, связь, различные коммуникации, это все привлекательно. Как показывают исследования, после войны меняется структура экономики, а освободившееся поле для деятельности всегда привлекает инвесторов".

Вместе с тем, эксперты говорят, что всегда во время восстановления экономики после войны как грибы после дождя появляются нечистые на руку чиновники. С этим вопросом связан еще один вызов, который необходимо преодолеть Украине.

Ужесточение борьбы с коррупцией

Политики часто рапортуют о проведении реформ, нацеленных на восстановление экономики, а непрекращающееся падение ВВП списывают на войну. Однако эксперты с такой позицией не согласны.

"Война является замедляющим фактором для реформ, но списывать все на боевые действия нельзя. Война войной, а реформы – по расписанию. График выполнения реформ был согласован с Европейским союзом", – отмечает политолог Центра Разумкова Михаил Пашков.

Сейчас, по словам эксперта, самая большая проблема для Украины – коррупция, а любые реформы станут возможными, если будет реализована антикоррупционная реформа.

"Ряд шагов в этом направлении уже сделан: созданы соответствующие институты (Антикоррупционное бюро. – Авт. ), принято законодательство. Сейчас вопрос в реализации намеченных целей, в том числе вопрос в политической воле – украинского политикума и истеблишмента. Естественно для нас важно, чтобы проводимые реформы были простимулированы и в том числе, контролированы извне – со стороны ЕС, который заинтересован в реализации реформ в формате соглашения об ассоциации", – рассказал Михаил Пашков.

Вместе с тем, политолог Ярослав Макитра рассказывает, что маховик реформ пока еще не раскрутился на полную мощность.

"Недостаточно, ярких примеров наказаний коррупционеров. Необходимо закончить судебную реформу, ведь сейчас за полтора года суды до сих пор не изменены, – сетует Макитра. – Нужно провести чистку в судах, правоохранительной системе. Немаловажный момент – нужно в разы поднимать зарплату правоохранителям, прокурорам и всем остальным. Невозможно от человека с зарплатой в 3-4 тысячи гривен требовать бороться с коррупционером, который награбил несколько миллионов. Это абсурдно. Правоохранители должны быть защищены как официально, так и материально. Касательно правоохранителей лед уже тронулся – появляется полиция, в прокуратуре тоже конкурсы проводятся. Но, наиболее болезненным местом остается судебная система".

В контексте борьбы с коррупцией нельзя не вспомнить одну из самых успешных стран в этом направлении – Сингапур. Искоренять взяточничество взялся премьер Ли Куан Ю в начале 60-х годов. Одним из основных пунктов изменения законодательства и системы в целом стало упрощение процедур принятия решений, чистка чиновников Независимым бюро по борьбе с коррупцией. Под проверку попали даже родственники премьера.

В свою очередь президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко рассказывает, что необходимость борьбы с коррупцией переоценивают, а украинская экономика и без реформ борьбы с коррупцией проделывала головокружительные подъемы и падения. "Когда проходил опрос среди бизнеса, вопрос коррупции занял аж 9 место из 12 проблем. А на первом месте была политическая нестабильность, – рассказывает Охрименко. – С самого начала было понятно, что никаких реформ не будет. Реформами у нас называют то, когда один олигарх отбирает у другого".

Установление политической стабильности


Чтобы Украина начала развиваться нужно прекратить политические баталии, уверен эксперт.

"У нас всегда экономический рост происходил когда была стабильность. Если далеко заходить, можно вспомнить 1996 год, 2002, 2006, 2007 год. Даже в 2011-м был рост и приток инвестиций, – поясняет Охрименко. – Бизнес должен знать одно: кому занести, с кем договариваться – все! Взять того же Януковича в 2010 году, тогда у нас приток прямых зарубежных инвестиций составил $12 млрд. Все понимают, что это никакие не зарубежные, а наши люди которые из оффшоров работали. Тогда было понятно – есть "царь" и все, тогда инвестиции попрели. Реформы при Януковиче – бред и смешно. Не было реформ, а инвестиции были".
Эксперт уверяет, что основные инвесторы Украины – граждане, которые сейчас спрятали свои капиталы в оффшорах и сейчас выжидают подходящего момента, чтобы вложить свои сбережения, но пока боятся.
"Если сейчас будет стабильность, я уверен, что за год инвестиции с Кипра придут на $10 миллиардов, а то и больше", – говорит эксперт.

Что касается сроков восстановления роста украинской экономики, Охрименко говорит, что в определенных условиях экономический кризис пройдет в кратчайшие сроки.

"Как только будет стабильность и тишина, кризис исчезнет на глазах. Подобное Украина переживает не первый раз – но, раньше войны не было, – рассказывает Охрименко. – Сейчас идет передел собственности, потому что нет гарантий, что бизнес просто не отберут. Как только все увидят, что передела собственности уже нет и не будет. Что есть определенные правила – сразу будет экономический подъем!".
По мнению эксперта, установлению политического штиля могут поспособствовать выборы.

"В идеальном варианте нужно провести не просто местные, а и парламентские выборы", – считает он.

Выполнение Минских соглашений и реинтеграция Донбасса

Конфликт на Востоке ежедневно обходится Украине в круглую сумму, которую премьер Яценюк оценивал в 100 млн гривен. С прекращением боевых действий эти затраты существенно уменьшатся, что поспособствует стабилизации экономики. Экс-заместитель главы Генштаба ВСУ Игорь Романенко рассказал возможный вариант урегулирования конфликта.

"На мой взгляд, нам пока нужно придерживаться "Минска-2" и выбрать оттуда все позитивное для Украины. Одновременно необходимо повысить свой боевой потенциал и в случае нереализации соглашений продвигаться вплоть до применения силы. Но ее можно и нужно рационально применять тогда, когда начнутся социальные потрясения в России, – рассказывает Романенко. – Они выждали и использовали такой момент. Значит, и нам надо дождаться. Но не просто ждать и смотреть, а укреплять свой оборонный потенциал. А также проводить реформы. Но если мы введем военное положение – это однозначно все приостановит. Отдать Донбасс (заблокировать территории, как предложил Кравчук) не разрешит сама Россия".

В свою очередь, политолог Ярослав Макитра рассказал, что выполнение Минских соглашений напрямую зависит от воли сторон.

"Если у России нет намерения выполнять условия договора, то вряд ли можно рассчитывать, что соглашения будут работать. Тут нужно осуществлять международное давление. Россия должна создавать неудобства боевикам, заставляя выполнять Минские соглашения. Проблема глубже, и от того, что будут подписаны очередные бумажки – ничего не изменится", – подчеркнул Макитра.

По словам политолога, реинтеграция оккупированных территорий возможна при одном условии: если Украина вернет под контроль территориальную границу.

"В первую очередь нужно начать с того, что прописано в Минских соглашениях – взятие под контроль украинских границ. Это можно сделать и собственными силами, а также при помощи международных миротворческих миссий. Если этот пункт не будет выполнен, то, все остальные меры касательно информационного пространства, экономической реинтеграции и так далее – не будут действенны. В первую очередь нужно контролировать территории", – пояснил Макитра.

По мнению экономиста Юрия Макогона, после достижения мира на Донбассе в числе первых за восстановление региона возьмутся представители малого и среднего бизнеса.

"Необходимо не просто прекращение огня, а переход к миру, который позволит сделать прозрачной условную линию противостояния. Когда смогут нормально функционировать все сектора экономики. Самый главный упор – малый и средний бизнес. Он, кстати покинул самый первый Донецкую область, но, самый первый и вернется", – подчеркнул Макогон.

Привлечение новых зарубежных партнеров

Эксперты солидарны в том, что украинскому руководству стоит присмотреться к новым союзникам за рубежом, в частности, на юге и востоке.

"С конца 80-х годов Турция является членом ассоциированным членом Евросоюза. И что? Они уже давно поняли, что в ЕС у них места не будет, и уже сориентировались на Восток, – поясняет ситуацию Макогон. – Украине также стоит пересмотреть свои взгляды. Нужно не противопоставлять два вектора развития – европейский и восточный. Они дополняют друг другу, а не противоречат. Если посмотреть товарную структуру то, они дополняют друг другу и не являются конкурентами. Но, я всегда еще настаиваю на третьем векторе – на южном направлении.

К примеру, на той же Турции, где есть растущая экономика. Есть такое образование как Черноморское экономическое сотрудничество, где главные партнеры – Украина, Россия и Турция, а уже потом Болгария, Румыния, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан".

Как отмечает политолог Кость Бондаренко, Украина уже поставляет продукцию для ряда неевропейских стран, и сейчас эти каналы нужно расширять.

"Мы потеряли индустрию, а также потеряли рынки сбыта на востоке и не обрели эти рынки на западе, – комментирует Кость Бондаренко. – Нам необходимо обратить внимание на Ближний Восток. Такие государства, как Турция, Иран. Эти государства и так являются основными потребителями украинской сельскохозяйственной продукции. Нужно начинать новую экономическую черноморско-каспийскую конфигурацию, в которой Украина могла бы занять достойное место".

В свою очередь, в Министерстве экономического развития и торговли Украины заявляют о том, что давно рассматривают восточное направление.

"Рынки Казахстана, Египта и Ирана всегда были интересными для украинских промышленников с точки зрения стратегического партнерства. Мы имеем давнюю историю сотрудничества в реализации крупных проектов в энергетике, машиностроении и нефтегазовой сфере, – рассказал замминистра Руслан Коржа. – Близкая перспектива снятия экономических санкций против Ирана также актуализировала вопрос развития украинского экспорта не только в агропромышленной сфере, но и топливно-энергетической отрасли, машиностроении, авиационной, транспортной, особенно вагоностроительной, отраслях и строительстве инфраструктурных и промышленных объектов".

Вместе с тем эксперты говорят, что крайне сложно прогнозировать экономическую ситуацию в условиях военных действий и политической нестабильности.

"Давайте сперва увидим, кто будет новым премьером, когда все успокоиться, тогда можно делать какие-то прогнозы. Очень есть надежда, что в конце этого года или начале следующего прекратят войну, – рассказывает Охрименко. – Тогда действительно можно надеяться на возрождение экономики Украины. Сегодня надо прекращать политические конфликты. То, что они прекратят в ближайшие месяцы – факт, есть надежда, что к концу года. А если не прекратят? Тогда ничего не понятно".