Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодёжи или банальный ура-патриотизм?

16-го июня 2015 года Министерство образования Украины издало приказ с длинным названием суть которого сводится к национально-патриотическому воспитанию детей и молодёжи. По мнению экспертов и педагогов, получился такой себе микс советских формул и практик со стандартными практиками, признанными во всём мире. В котором «новых украинцев» будут воспитывать игрой «Хлібчик», а так же будут внедрять «утверждение в сознание личности патриотических ценностей».

Почти месяцем раньше я, как ответственный и небезразличный родитель, посетил последний звонок в школе, где учится мой сын, бывший уже, первоклассник. Меня удивило мощное патриотическое наполнение мероприятия. Начав вспоминать свои, не такие уж и далёкие, школьные годы, я не обнаружил в дампах памяти подобного яркого и ярого проявления патриотизма. Ну, поднимали флаг... играл гимн, некоторые прислоняли правую ладонь к левой части груди, некоторые не прислоняли. Всё это было как-то не так торжественно и пафосно, а выглядело, как обычная формальность.

Сегодня в днепропетровской школе патриотическое действо совсем не выглядело как формальность, как раз наоборот, всё остальное казалось несущественным, а вот стихи про Украину, торжественное поднятие флага, пение гимна в сотни ртов – вот для чего, казалось, собрались учителя, ученики, их родители. Бесспорно, это прекрасно, когда каждый знает слова своего гимна, а не просто открывает рот, создавая видимость пения. Хорошо, когда при поднятии флага твоей страны в душе что-то пучинится и расцветает, а глаза увлажняются искренней слезой. Но тут важно ещё не переступить тонкую грань, нарушив которую здоровая любовь к Родине перерастает в ура-патриотизм, а патриот становится зомби-шовинистом.

Тогда я подумал, что пусть это сейчас оправданно временем. Пусть это такой ответ, на всех уровнях – от малыша первоклашки до воина АТО на агрессию коварного врага. Но что будет когда мой сын посетит все десять подобных последних звонков, выучит несколько десятков патриотических стихов и песен, а цвета национального флага станут привычнее, чем цвета неба и природы вокруг. После подобного национально-патриотического воспитания моему сыну услужливо могут вложить в руки автомат и сказать «Фас!». И пойдёт он убивать людей, не принадлежащих к его нации, без всякого зазрения совести. Моральные барьеры будут сняты, а жизнь человека станет менее ценна, чем лозунги и приказы той власти, которой подчиняется твоя страна.


Пересказывать Наказ МОН України від 16.06.2015 № 641 Про затвердження
«Концепції національно-патріотичного виховання дітей і молоді, Заходів щодо реалізації Концепції національно-патріотичного виховання дітей і молоді та методичних рекомендацій щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах»
не имеет смысла, так как длинна самого названия указывает уже на немалый объём самого документа. Куда интереснее комментарии специалистов по данному вопросу.

Вот как прокомментировал этот приказ МОН одному из украинских изданий Георгий Касьянов – украинский историк и преподаватель, доктор исторических наук, профессор, президент международной ассоциации гуманитариев: «Стандартный министерский документ. Многие фразы и сама риторика документа вылезла из морального кодекса строителей коммунизма. Когда ведомство утверждает моральность это всегда, по меньшей мере, опасно. Документ неудачный. Реального экспертного обсуждения не было. Выглядит это таким себе миксом советских формул и практик со стандартными практиками, признанными во всём мире. Это удивительная смесь, которая, конечно же, не жизнеспособна. Приказ станет очередным документом, который вызовет раздражения в обществе, вызовет недоумения среди какой-то части интеллектуалов и, конечно же, останется мертворожденным».

Старая песня на новый лад. Законы новые – формулировки старые. Если действительно вчитаться в приказ, а он находится в свободном доступе на сайте Министерства Образования Украины, то становится понятным, что это прямая калька с советских инструкций по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, только с некоторыми изменениями под новое время и новую страну. Только мы помним, кого по таким методичкам воспитывала та власть. Её воспитанники насаждали оружием свои понятия народу Афганистана, давили танками независимость Прибалтики, с подозрением, граничащей с ненавистью смотрели в сторону Америки и цивилизованных стран Европы.

Да что уж тут говорить, если по подобным методичкам воспитаны и наши нынешние враги, приверженцы и насаждатели идей «русского мира». Видно очень сложно не переступить эту тонкую грань, перейдя которую патриот становится националистом. Ведь, как известно, патриот любит свою нацию немного больше, чем все остальные, а националист любит свою нацию и ненавидит, не приемлет все остальные нации и народы.