«Коррупционные связи» в Днепре: вид «из кустов»

Еще с 90-х годов Днепр вполне справедливо критиковали за ужасное состояние городской инфраструктуры и отсутствие благоустройства. Когда-то «не первый, но и не второй» город Украины выглядит гораздо хуже, чем другие города-миллионники — Харьков, Одесса или Львов. Свою роль сыграли экономические неурядицы последних лет, бесконечное строительство метро на центральном проспекте, долгое отсутствие эффективного руководства. В городском пейзаже Днепра привычными стали полуразрушенные здания, разбитые тротуары и хаотическое нагромождение киосков, а визитной карточкой — стихийная торговля и лежбища бомжей на привокзальной площади. Казалось, что навести порядок в городе просто некому, поскольку старые руководители были из советской обоймы, а молодые и перспективные стремились перебраться в столицу.

Разумеется, взяться за обновление города могли бы местные предприниматели, особенно те, кто крепко связан с ним и у кого в Днепре имеется собственность — торговые центры, гостиницы и магазины, кафе и рестораны. Последних в городе построено немало, но при отсутствии порядка и благоустройства все эти объекты смотрятся, как дворцы среди трущоб. Конечно, амбициозные бизнесмены в Днепре были всегда — можно вспомнить хотя бы Геннадия Балашова, мечтавшего жить и работать в «красивом городе». Но их, как правило, начинали «прессовать», как только они заявляли претензии на мэрское кресло. Некоторые из бизнесменов, неожиданно для себя оказались за решеткой, а упомянутому Геннадию Балашову во время выборов бросили гранату в окно. Со временем и он предпочел закрыть свои магазины в подземных переходах и перебраться в столицу. Вступить в противоборство с системой, где «чужие не ходят» — не всякому по силам. Тем более, что Днепр всегда славился как кумовством, так и откровенным криминалом.

Шанс для радикальных перемен у города появился после победы Евромайдана. Прежние руководители, напуганные размахом революционных событий, в большинстве своем предпочли устраниться от дел, чтобы как минимум не оказаться в мусорном баке. По этой причине в Днепре весной 2014 года неожиданно возник «вакуум власти». В тот момент реальные полномочия фактически перешли в руки новой команды, которая возглавила областную администрацию. Речь идет о губернаторе Игоре Коломойском и его заместителях — Геннадии Корбане, Святославе Олейнике и Борисе Филатове. Бизнесмены, которых связывали с группой «Приват», чиновниками никогда не были и привнесли в государственные структуры свои методы управления. Лучше или хуже они были — вопрос непростой. Однако на практике эти методы работали, и довольно неплохо. Особенно, если необходимо было срочно решить вопрос со снабжением военных, лечением раненных или просто похоронить погибших. Тревожное время и крутые обстоятельства диктуют свои способы решения проблем, пусть иногда и не совсем в правовом русле. Именно это и было поставлено в вину членам команды Коломойского.

Однако все это было потом, когда миновал самый сложный и критический момент в истории Украины. Новое руководство страны, убоявшись растущей популярности днепропетровской команды, отправило ее в отставку. Впрочем, как оказалось, убрать с авансцены украинской политики «гасконцев» с берегов Днепра оказалось делом непростым. Несмотря на репрессии и благодаря высокому рейтингу доверия, они сохранили влияние в местных органах власти, где появились фракции политической партии «УКРОП».

На выборах мэра Днепра уверенную победу одержал Борис Филатов. Хотя он вполне мог пересидеть смутные времена в Верховной Раде, прикрывшись депутатским мандатом. На выборах его поддержали молодые избиратели, которые желали перемен в мегаполисе, пораженном коррупцией и бесхозяйственностью. Новый мэр старался надежд не обмануть, собирая активистов на «мозговые штурмы» и строя планы преобразований в Днепре. Ему, пусть и с трудом, но удалось сколотить «промэрскую» коалицию в горсовете, предложив сотрудничество даже непримиримой оппозиции.

Казалось бы, для Днепра открывались новые перспективы развития, тем более, что Украина взяла курс на децентрализацию. Бюджет развития города-миллионника увеличился в разы, что породило определенные аппетиты у людей, которые всегда кормились возле местных бюджетов. Сначала они попытались совершить переворот в городском совете и взять под свой контроль денежные потоки. А когда не удалось, в сессионный зал стали набиваться под видом активистов «люди спортивной внешности». Дело порой доходило до открытого рукоприкладства, при этом, однажды, была выломана дверь в серверную комнату, чтобы вывести из строя систему голосования. Такого нахальства и беспредела стены днепровской мэрии еще не видели.

Городскому голове пришлось самому продемонстрировать силу, чтобы его не сочли слабаком. Он пригласил для поддержки ветеранов АТО, а также начал формировать для охраны мэрии «Муниципальную варту» из отставных силовиков. Возглавил ее бывший командир спецподразделения «Беркут», за что мэра тут же стали величать — Борис Альберкутович.  Не сумев взять под контроль горсовет и дезорганизовать его работу, противники мэра перешли к атакам информационным. Особенно удачной «находкой» для разоблачителей оказался Центральный мост, ремонт которого затянулся на три года, и мэру пришлось поменять подрядчиков.  Масла в огонь подлили кадровые перемены, когда появилось много обиженных. Довелось существенно обновить горсоветовские структуры, где заседали люди, нередко повязанные с коррупцией и криминалом. Некоторым было обидно до слез — они открыли сайты и каналы в сети, где принялись «разоблачать» мэра.

Новых руководителей городской голова предпочитал набирать из бывших фронтовиков — людей не робкого десятка, которые не испугаются угроз и шантажа. Эти качества потребовались уже вскоре, когда новая власть решила почистить город от незаконных МАФов и нелегальных «приемок» металлолома, которые работали без разрешений и налогов. Стоит отметить, что к моменту избрания Филатова в Днепре царила настоящая вакханалия — «охотники» за металлом буквально сметали установленные накануне канализационные люки и ливневые решетки, резали кабель, разворовывали чугунные ограждения на бульварах, бронзовые бюсты и мемориальные доски.   Бороться со всем этим было совсем не просто. Коммунальщикам, сносившим незаконные объекты, брызгали в лицо слезоточивым газом и стреляли по ногам из травматического оружия. Привести в чувство и остановить скупщиков металла было еще трудней, поскольку «приемки», как правило, находились в частных гаражах или на усадьбах, куда нельзя зайти без санкции суда.

Не меньшее недовольство вызвали решения мэрии снести стихийные рынки и «наливайки», самовольно установленные газовые заправки, пристройки к зданиям, рекламные носители на дорогах и тротуарах, гаражи во дворах. Все эти вынужденные меры, направленные на то, чтобы навести порядок и законность в городе, сделать его более безопасным и чистым, встречали ожесточенное сопротивление, а частенько звучали и прямые угрозы. Случалось, что обиженные дельцы пытались ворваться в кабинет к мэру или его заместителям, чтобы выяснить отношения, а то и устроить мордобой.


Твердости и смелости команды мэра следует отдать должное, поскольку никто из его предшественников не шел на открытый конфликт. У незаконных торговых объектов, как правило, имеется влиятельная «крыша», нередко от силовиков или бандитов, а те шутить не любят. За подобный наезд от «братвы» легко заработать пулю или получить другой «привет».

Недавно городской голова в одном из интервью сообщил, что имеет личную охрану из нескольких сотрудников, которая работает в две смены. И эти меры совсем не лишние, поскольку еще в 2014 году на команду Коломойского готовились покушения со стороны сепаратистов.  По данным СБУ, в прифронтовой Днепр тогда прислали киллеров, вооруженных гранатометами, способными уничтожить бронированную машину вместе с пассажирами.

Вполне возможно, что и работа в мэрии может быть отнюдь не безопасной. Особенно для тех, кто принимает непопулярные решения, ущемляющие корыстные интересы. Нет ничего странного, что приходится думать не только об охране или надежном кабинете, но и о передвижениях по городу, во время которых могут подстерегать «сюрпризы». Разумеется, о подобных вещах распространяться не принято, однако, брать их в расчет все же приходится.

И совсем неудивительно, что давний соратник и советник мэра Геннадий Корбан, в которого уже стреляли из автомата и пытались взорвать в ресторане, предпочитает встречаться с нужными людьми в охраняемом офисе. В том самом, за которым киевские телевизионщики устроили слежку, очевидно пытаясь изобличить «коррупционные» связи и схемы (речь о недавних выпусках программы «Наші гроші»). Стоит заметить, что ЖК «Амстердам», где живет и работает Корбан, расположен на набережной Днепра — на самом открытом участке над Фестивальным причалом. Проводить здесь тайные встречи совсем не с руки — всех приезжающих и отъезжающих заметно издалека. Да и удачную засаду вряд ли можно устроить, поскольку видно все, как на ладони.

Кстати, в Днепре подразделения горсовета и его коммунальные предприятия разбросаны по всему городу. Так что совещания и встречи должностных лиц могут происходить не только в здании мэрии.

Не случайно, и городской голова, и его советник, которого Филатов считает лучшим в Украине менеджером по решению сложных и запутанных проблем, в данном случае в коммунальной сфере, встретили откровения киевских журналистов с юмором. «Если вы думаете, что мэр миллионного города сидит в хрустальном шаре, то глубоко ошибаетесь. Любой город, еще со времен Монтекки и Капулетти, это система сложных социальных связей и столкновение интересов. И представьте себе, даже денежных. Тут нельзя бестолку просидеть в кустах под чужим офисом три месяца и думать, что это и есть настоящая жизненная миссия. Самое смешное, что в Днепре есть масса журналистов, которые каждый день пишут о злоупотреблениях в коммунальном хозяйстве, по материалам которых, я разогнал пару департаментов, вытолкал из мэрии секретаря горсовета, бывшего начальника своего избирательного штаба, личную юристку и еще уволил пару десятков чиновников», — написал в «Фейсбуке» городской голова.

Сам «виновник торжества» Геннадий Корбан признался, что сенсационное расследование телевизионщиков ему понравилось и даже намекнул, кто за всем стоит. «Есть куда расти и повышать уровень. И хочу в этом помочь. Готов предоставить кабинет. Можно прямо около моего офиса, чтобы не мерзнуть. И вообще, ребята, подумайте про работу на системной основе. Может, пойдете ко мне в штат. Такой хорошей пиар-службы у меня давно не было. После вашего сюжета, очередь граждан выстроилась. Прямо от офиса до горсовета. Сегодня у меня целый день теневой прием граждан», — отшутился в соцсети Геннадий Корбан.

Шутки шутками, но позитивные сдвиги в Днепре в последнее время таки есть. Сколько бы ни ругали команду Филатова — дело продвигается вперед: на центральном проспекте ремонтируют фасады исторических зданий, созданы с нуля и реконструированы несколько парков и скверов, обновляется электротранспорт, по городу начали курсировать низкопольные троллейбусы с кондиционерами, капитально отремонтированы подступы к Привокзальной площади, сдвинулась с мертвой точки реконструкция аэропорта и строительство метрополитена, запущен в эксплуатацию  Центральный мост через Днепр. Все это требует немалых средств и поддержки местной власти со стороны, как депутатов, так и горожан. Потому что совместными усилиями всегда удается сделать лучше и больше. Особенно, когда ссоры и склоки остаются в стороне и никто не ставит подножки друг другу.

По материалам газеты "День".