Кто более удачливый кондитер: Порошенко или Колесников и кто более успешный банкир – Порошенко или Коломойский
Несколько графиков, объясняющих, прав ли немецкий Spiegel, утверждающий, что дела у бизнеса президента Украины идут лучше других, предоставляет "Деловая столица".
В своем июньском послании к Верховной Раде Президент Петр Порошенко, сам владеющий целым рядом бизнес-активов, заявил, что начатая им "деолигархизация" коснется всех украинских олигархов без исключения. С того времени глава государства уже успел охладить амбиции некоторых из них. Влияние Рината Ахметова, к примеру, уменьшилось в разы, магнат Игорь Коломойский лишён поста губернатора Днепропетровской области. Однако новые правила действуют не для всех, - считает немецкий Spiegel. По мнению иностранных журналистов порошенсковские фирмы процветают, хотя во время своей предвыборной кампании он обещал их продать.
"Сегодня он говорит, что ввиду тяжёлого экономического положения сложно найти покупателя. Ему принадлежит кондитерский концерн "Рошен", и он расширяется", - этот тезис Spiegel слово в слово повторяет недавний спичь экс-депутата Украины Владимира Олейника, находящегося сейчас в Москве. "В Roshen все хорошо. Все в шоколаде", - заявил тот на днях. Тезис о том, что бизнес Порошенко-президента в кризис развивается неимоверными темпами звучит и в Украине. Так ли это на самом деле?
Кондитерский бизнес
"Корпорация Roshen открыла 14 новых магазинов, притом один на киевском Крещатике", - в качестве аргумента приводят факт в "Шпигеле". Последних данных о финансовых результатах за весь 2014 год компания не оглашала, но известно, что в первом полугодии 2014 года ее выручка упала на 18% до 2,8 млрд грн. Много это или мало? Следует сравнивать с конкурентами. По данным агентства Candy indastry, составляющего ежегодный рейтинг крупнейших кондитерских корпораций мира, падали все украинские производители, что видно на графике ниже. Положение дел у Roshen ни чуть не лучше, чем у конкурентов, при том, что те в основном расположены в прифронтовых зонах Донбасса. С 2014 года Roshen закрыла фабрику в Мариуполе и до минимума сократила производство и персонал в Киеве.
Совладелец "АВК" Владимир Авраменко объяснил изданию "Форбс-Украина" в какой ситуации оказались украинские кондитеры: "За полгода 2014 го выручка в долларах упала на 20%. Из за девальвации гривны подорожало сырье (в частности, какао бобы вдвое прибавили в цене). Кроме того, украинские кондитеры потеряли рынок стран Таможенного союза, на который у "АВК" приходилось около трети продаж".
Возможно, просто "Шпигель" и некоторые украинские СМИ задают неправильные вопросы: в первом полугодии 2015 года производство кондитерских изделий в Украине, по данным Госстата, упало на 24,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но в корпорации в Roshen не говорят о консолидированных производственных показателях. Поэтому не известно, падала ли компания быстрее рынка или нет. И если нет - то с чем это связано.
Банк
Еще один популярный аргумент в пользу того, что бизнес Порошенко хорошо живет: его Международный инвестиционный банк за полтора года (с 1 января 2014 года) нарастил активы аж на 170%. Угрожающая цифра для отечественной банковской системы, которая переживает худший период в своей истории и уже потерявшей за это время уже больше полсотни банков. Но, относительные цифры роста банка Петра Порошенко ничего не скажут. Впрочем, как и абсолютные, а это 2,9 млрд грн, если, конечно, сравнивать с топ-банками страны, с которыми банк президента разделяет около 80 позиций в общем рейтинге по размеру активов. Так, "Приватбанк" Игоря Коломойского, которого Порошенко уволил с поста губернатора Днепропетровской области, нарастил активы за тот же период (с 1 января 2014 года) на 33 млрд грн.
Чтобы понять, почему относительные и абсолютные цифры столь несхожи, нужно взглянуть на еще один график, на котором сравниваются два банка по общему размеру активов.
Впрочем, трудно спорить с еще одним упреком "Шпигеля" в адрес Порошенко: "не продал свой бизнес, как обещал, после оглашения результатов выборов президента в мае 2015 года". С другой стороны, он не называл точной даты продажи.