Первый построенный и единственный разводной: история Амурского моста в Днепре (Фото)

В Днепре насчитывается порядка 32 больших и средних мостов, 20 малых и 18 виадуков и путепроводов. Но сегодня речь пойдет про старейший мост Днепра - Амурский или Старый.

В мировом масштабе "Старый" мост, конечно, вряд ли попадет даже в сотню крупнейших мостов, но в Украине его можно смело назвать одним из самых грандиозных речных сооружений. Десятки тысяч тонн металлоконструкций длиной более километра и пару миллионов болтов и заклепок на 15 пролетов.

Название "Амурский" мост получил по имени района Амур, находящегося на левом берегу Днепра, в народе широко распространено название "Старый мост". С названиями и старостью моста свои хитрости. Первая хитрость заключается в том, что Амурских мостов на самом деле два: двухъярусный (№1) и его одноярусный ж/д дублер (№5). Старый из них только один - двухъярусный. Вторая хитрость - "старый мост" уже давно не самый старый в городе, его нынешняя конструкция моложе конструкций Мерефо-Херсонского моста. 

Как все начиналось

Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой, как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем.

Так к примеру выглядело строительство моста в 1879 году.

53cd17a3c98fa-retroua.com-starye-foto-1879-god

Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н.А. Белелюбским. Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 года.

53cd1b459ce7c-retroua.com-starye-foto-1884-god

Вид моста непосредственно внутри пролета 1900 год.

53cd18fd5821c-retroua.com-starye-foto-1889-god

Уже тогда мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем - дорога для пешеходов и повозок (а позже - автомобилей). В то время это был один из самых длинных мостов в России и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих. А размеры не такие уж и маленькие: общая длина металлических пролетов - 1,3 км, с подходами - 2,4 км.

А вот так выглядел мост в 1918 году.

53cd169690a40-retroua.com-starye-foto-1918-god

Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 году после гражданской войны; в 1935 году через мост пустили трамвай.

Так выглядел частично разрушенный Амурский мост в 1942 году. Данное фото делалось немцами.

most-1942-2

Если всмотреться, на фотографии хорошо видны детали подъемного механизма. Это означает, что Амурский мост на тот момент уже был разводным.

most-1942-1

А после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 году. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега). 

В последующие годы в результате постоянно растущего ж/д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 году. 

Читайте также: Железные скелеты и доноры на колесах: как выглядит кладбище троллейбусов в Днепре (Фото/Видео)