Проекты США и СССР по освоению и колонизации Луны
Подземные бункеры, лунные поезда и вездеходы в виде гигантских гусениц — фантазия американских и советских инженеров по части освоения Луны не знала границ. В этой статье речь пойдёт о существовавших в разные годы проектах лунных баз — реалистичных и не очень.
Давным-давно
Нет ничего удивительного, что размышлять о базах на Луне люди стали еще задолго до появления космической техники. Истории о путешествиях на Луну придумывали еще древние греки (см. Лукиан Самосатский), а первая известная идея постоянного поселения появилась уже в 17 веке. В 1640 году, в третьем издании книги Джона Уилкинса «Открытие мира на Луне или рассуждение, в котором доказывается, что эта планета, возможно, обитаема» говорилось о колониях на Луне.
О лунных городах размышлял Константин Циолковский, мечтали пионеры космонавтики, а после Второй мировой войны идеи лунных баз пошли потоком.
В 1954 году фантаст Артур Кларк предложил достаточно продуманный проект лунной базы — с надувными модулями, присыпанными лунной пылью для защиты от космического излучения, ядерным реактором, планктоном, вырабатывающим кислород и электромагнитными пушками для отправки грузов на Землю.
Пионер космонавтики Герман Оберт придумывал удивительные проекты лунных вездеходов — один в виде гусеницы, другой — на одной «ноге», с гироскопической стабилизацией.
Незнание точных свойств поверхности Луны порождало проекты, кажущиеся сейчас забавными. Например, гипотеза о том, что Луна на километры в глубину покрыта пылью породила проект плавающей в пыли базы.
Стратегическая возвышенность
Не остались в стороне и военные. Концепция космоса как «возвышенности», с которой можно безнаказанно швырять атомные бомбы на противника, вызвала всплеск военного интереса к Луне.
Проект «Horizon», разрабатывавшийся в 1959 году, предполагал первую высадку военных астронавтов на Луну в 1965 году, а к концу 1966 года на Луне уже несли бы боевое дежурство 12 человек. Для создания базы 147 ракет должны были доставить на Луну 220 тонн груза, а для поддержания боеготовности требовалось 64 ракеты и 120 тонн грузов в год. В проекте даже были проработаны меры защиты от десанта советских космонавтов — на дальних подступах база должна была обороняться неуправляемыми ракетами «Дэви Крокетт», а на ближних подступах советских космодесантников ждали бы мины «Клеймор» с модифицированными для пробития скафандров поражающими элементами.
Проект «Lunex», финальная версия которого была представлена в 1961 году, предполагал подземную базу на 21 человека. Крайне любопытным оказался эскиз лунного аппарата, разработчики предложили высаживаться на Луну в мини-шаттле с большой посадочной ступенью.
Глядя на эти проекты остается только радоваться, что характеристики и боеготовность баллистических ракет достигли такого уровня, что военные лунные базы оказались не нужны, и, в целом, военный космос, в итоге, уступил место мирному.
Золотой век — США
Вернемся к гражданским проектам. В 1962 году Джон Денике и Стенли Занн опубликовали в журнале Aerospace Engineering проект лунной базы. На плоском участке Луны (вроде Моря Спокойствия) предлагалось построить немаленькую базу из 30 модулей суммарной площадью 1300 м2. Экипаж базы насчитывал 21 человека, а для энергоснабжения предполагалось использовать атомный реактор. Солнечные батареи рассматривались, но были отвергнуты.
В проекте Уильяма Симса предполагалось строить базу в стене кратера. Трехэтажная база должна была насквозь освещаться окнами наверху, а для защиты от космического излучения в многослойные окна была залита вода. Не все проекты хотели закапываться под поверхность, например, проект фирмы Boeing 1964 года предполагал достаточно высокую наземную базу.
Развитие программы «Аполлон» модифицировало проекты лунных баз под уже разработанные корабли и ракеты. Например, в проекте Филипа Кулбертсона от 1966 года предполагалось развивать лунную базу ежегодными запусками ракеты-носителя Saturn V, а астронавтов возить почти стандартными «Аполлонами», разве что в лунный модуль помещались три человека, а не два.
В 1968 году Джек Лапатра и Роберт Уилсон предложили проект MOONLAB. Предлагалась подземная база с широкой научной программой. В 1976 году экипаж базы должен был состоять из трех человек, которые работали бы на Луне три месяца. К 1981 году продолжительность лунной вахты планировалось довести до года. В 1982 году к трехэтажной базе должны были добавиться оранжереи, а в 1984 году ожидалось прибытие главного научного прибора — 100-сантиметрового телескопа. К этому времени планировалось, что экипаж базы достигнет 24 человек, из которых восемь будут заниматься астрономией. Ожидалось, что для постройки базы хватит «всего» 37 запусков.
Создание орбитальной станции «Скайлэб» привело к появлению проекта лунного «Скайлэба», а в 1971 году появился последний проект американского «золотого века». Используя опыт программ «Аполлон» и «Скайлэб», в компании North American/Rockwell разработали проект лунной базы с модулями из модифицированного «Скайлэба». Экипаж из 12 человек должен был активно заниматься наукой — кроме проведения дальних геологических экспедиций предполагались исследования в оптической и радиоастрономии.
Несмотря на триумф программы «Аполлон», золотой век американских проектов лунных баз закончился — космический бюджет сильно сократили, а из того, что осталось, львиная доля уходила на разработку Спейс Шаттла, для которого Луна была отдаленной целью — сначала планировалось обжить околоземную орбиту.
Золотая эра — СССР
Советская лунная программа породила серьезно разрабатывающийся проект лунной базы, а понимание, что первыми на Луне будут американцы, добавило лунным базам весомости — длительные экспедиции с опорой на базу выглядели гораздо более серьезными, чем американские полеты «прилетели — набрали камней — улетели». Еще в 1962 году С. П. Королев поручил Владимиру Бармину (создателю стартовых сооружений для всех тогдашних космических ракет) задачу создания проекта лунной базы. Проект получил названия «ДЛБ» (Долговременная Лунная База), «Звезда» и неофициальное «Барминград». Проект был достаточно детально проработан.
На первом этапе район обследовался автоматами — одни зонды смотрели с орбиты, другие возвращали на Землю образцы грунта, а луноходы разведывали район будущей базы непосредственно. Затем на Луну отправлялся «лунный поезд» с четырьмя космонавтами. Модули «поезда» были выполнены на луноходных колесах с приводом на каждое колесо. Это позволяло без особых трудов собрать приземляющиеся поодиночке модули, а затем, образовав своеобразный автопоезд, совершать поездки по окрестностям. Главной научной задачей базы была лунная геология, так что удобство перемещения было очень кстати. В полный состав базы, как ожидалось, должны были войти 9 модулей. Интересно, что модули имели складную часть, которая раскрывалась уже на Луне.
В развернутом виде площадь каждого модуля составляла 22,5 м2, а полный экипаж «Барминграда» мог составлять 9-12 человек. Конструкция даже была частично отработана на людях — макет блока использовался в одном из экспериментов по длительной изоляции в Институте медико-биологических проблем РАН.
В то же время, что любопытно, существуют модели и подземной базы.
К сожалению, в 1974 году была закрыта программа ракеты-носителя Н-1, и лунную базу стало не на чем выводить. Ставший к тому времени генеральным конструктором всей советской космической программы В. П. Глушко не отказался совсем от идеи лунной базы, и некоторое время разрабатывал проект «Вулкан-ЛЭК», где в качестве носителя предполагалась РН «Вулкан». Линейка ракет-носителей, тяжелым вариантом которой был «Вулкан», со временем превратилась в «Энергию», а от второго варианта лунной программы остался вот такой рисунок посадочного аппарата.
В 70-х годах, с закрытием программы «Аполлон» и советской лунной программы, о лунных базах стали мечтать гораздо реже. Новые проекты появились уже в 90-х, нулевых и сейчас.