Самая длинная в Европе: история легендарной набережной Днепра (Фото)
Набережная города Днепра проходит по правому берегу реки Днепр от жилого массива Парус на западе до Южного моста на юге, где переходит в Далёкую улицу. Все горожане знают, что она самая длинная набережная в Европе. Но мало кто занет о ее строительстве и истории в целом.
Долгое время набережную в городе вообще не планировали. Считалось, что это своего рода "роскошь", которая позволена только курортным городам. С горем пополам местные власти все же уговорили Москву начать строительство.
Береговая линия была настолько длинной, что инженеры спроектировали настоящую железную дорогу. Небольшой поезд возил по ней стройматериалы.
Затем в 50-х с визитом в Днепр приехал Никита Хрущев. Высокопоставленный гость хотел лично увидеть, как идет строительство самой длинной набережной в Союзе. Вот тогда-то инженеры перепугались ни на шутку. До этого они более полугода добивались в Москве того, чтобы сделать пешеходную зону шире на несколько метров. Теперь малейший огрех мог вообще свести существование набережной на нет. Как известно, "кукурузник" славился дурным характером. Поэтому, чтобы Никита Сергеевич, не дай Бог, не перецепился через "железку", ее решили разобрать.
У строителей 60-х годов прошлого столетия был дерзкий проект: соединить три больших промышленных города Днепродзержинск, Днепропетровск и Запорожье одной набережной и пустить по ней троллейбус. А еще... построить днепровскую Венецию. Днепропетровская набережная - уникальное сооружение. Она самая большая не только в Украине, но и в Европе: более 20 километров по правому берегу Днепра. Под ней проложен коллектор, при сооружении которого опробованы самые передовые технологии. Сегодня днепропетровская набережная - не только любимое место отдыха горожан и их гостей, но и лицо областного центра.
На много километров вдоль Днепра тянулись горы промышленных отходов.
Молодым жителям Днепропетровска кажется, что набережная была всегда. Разве что обновилась к 230-летию города. Здесь давно стали традицией свадебные кортежи и обязательное фото на память. У каждого поколения свои снимки... Есть фото 50-летней давности - на берегу вдоль Днепра горы мусора, строительные отходы. К реке не подойти, на месте нынешнего речного порта лодочные стоянки. Там, где сейчас гостиница "Днепропетровск", был склад леса. Байловщики (рабочие, сплавляющие древесину) на старых казацких лодках "дубках" подгоняли бревна к берегу и складировали для сушки и обработки. Отсюда постоянно доносился тонкий звук электропилы и шел необыкновенный запах свежей древесины. В начале 60-х годов прошлого века о чистоте днепровских вод особо не задумывались.
В Днепр стекали вредные отходы промышленных предприятий области и города. Главным загрязнителем в те времена считался старейший в Украине металлургический завод им. Петровского. Шлаковые отвалы на берегу Днепра содержали немало экологически вредных веществ. А темное пятно тянулось по реке на много километров. И никто не знал, что с этим делать.
В селе Аулы обнаружили огромные запасы питьевой воды, которую решено было пустить в областной центр по трубам. Тогда-то и возник вопрос: "Где и как строить?" Одни специалисты предлагали провести водовод по прямой через весь город. Это сокращало расстояние, но требовало сноса части домов. Был и другой вариант, посложнее: проложить многокилометровый коллектор вдоль береговой линии. В железобетонном туннеле спрятать не только водоводные трубы, но и канализационные, которые потянутся к очистным сооружениям.
За строительство коллектора взялся трест "Днепроспецстрой", который возглавлял заслуженный строитель Украины Борис Мильман. Днепропетровцы помнят мощные земснаряды в акватории Днепра, надолго ставшие частью индустриального пейзажа.
Они намывали песок, подравнивали береговую линию. Затем берег укрепляли, прокладывая железобетонный коллектор. Он был такой большой, что в нем мог проехать легковой автомобиль.
Однажды Борис Мильман предложил главным специалистам треста прогуляться на катере по Днепру, - вспоминают ветераны-строители Иванов и Розенберг. - Разворачивая моторку в сторону берега, он, как бы невзначай, произнес: "А что, если набережную построить!" Подошли к берегу, вышли. А шлак под ногами местами горячий. Кто-то даже обувь испортил и очень огорчился. А Мильман, показывая рукой вдоль берега, продолжает: "Здесь широкую дорогу проложим. А там троллейбус пойдет".
С тех пор как на Мандрыковском массиве появился гребной канал, водная карусель, пляжи, а на анбережной появилась широкая дорога и троллейбусы, Днепр стал любимым местом отдыха горожан.
В 2005 г. полностью реконструировали участок набережной между Центральным мостом и Фестивальным причалом.
В рамках капитальной реконструкции за два года (с 2005 по 2007 г.) вместо асфальта была уложена тротуарная плитка, построены новые дорожки, обновлены зеленые насаждения, заменено освещение и выполнен капитальный ремонт проезжей части. Как результат, днепропетровская набережная стала не только самой длинной в Европе, но и одной из самых благоустроенных.
В рамках капитального ремонта на Фестивальном причале в 2005 году на семиметровой пирамиде был установлен 2-тонный стеклянный шар. Вскоре днепропетровцы решили наделить шар мистическими свойствами, превратив его в "шар желаний". Однако нашлись и те, кто видел в нем зловещие символы. Первый шар был разрушен вандалами в 2011 году. После восстановления новый шар продержался до февраля 2014 года. После этого недоброжелатели свою деятельность не закончили.
На данный момент набережная находится в прекрасном состоянии, имеет многочисленные развлечения и заведения, которые радуют детей и взрослых.
Читайте также: В Днепре ушел из больницы и без вести пропал мальчик