Вниманию днепропетровцев! С 1 июня льготники будут платить за проезд

С 1 июня государство отменяет льготы на проезд ветеранам труда, детям и инвалидам войны, чернобыльцам, участникам боевых действий, узникам концлагерей, ветеранам военной службы и органов внутренних дел.

Елена Александровна уже 12 лет бороздит просторы столицы на троллейбусе. Она – она кондуктор. Поделилась личной экипировкой и опытом.

"Подход, понимаете. Пассажир заходит в наш транспорт со всеми своими проблемами. И мы должны так пассажиру внести, чтобы пассажир был к нам вежливым и мы к нему. Тогда у вас будет и выручка, тогда у вас будет и ладиться", – говорит Елена Голотюк, кондуктор.

У пассажиров – свои вопросы, переходящие в возмущение: неужели у них отберут право на бесплатный проезд?

"Мы проработали даром всю жизнь, а, в конце концов, у нас забирают еще и эти льготы", – сказала женщина.

"Яценюк две недели назад сказал на всю Украину: достаточно средств выделено на каждую область, чтобы льготы не снимать. И это, наверное, и власти местные не слушают или самовольничают", – добавила еще одна женщина.

На самом деле с 1 июня вступают в силу поправки к некоторым законам, принятым еще в декабре 2014 года, которые и упраздняют право на бесплатный проезд. Однако льготников по профессиональному признаку – сотрудников МВД, работников предприятий пассажирского транспорта и представителей еще ряда профессий это вообще не коснется. Другое дело – льготники социальные.

"В частности, это касается таких категорий, как участники войны, это касается детей войны, это касается ветеранов труда и т.д .. Всего это около 8 млн человек", – сказал Виталий Музыченко, директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики.

Тут же чиновники успокаивают: на деле отмену льгот практически никто не ощутит. Поскольку постановление Кабмина от 94-го года, дающее пенсионерам и инвалидам право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте, кроме такси и метро, продолжает действовать.

"Проблема заключается в том, что перевозчики не имеют четкого учета: сколько кто кого перевез. Они заявляют о каких-то мифических расходах, которые не может никто никогда проверить", – добавил Виталий Музыченко, директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики.

Учета лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, действительно никакого. Кондуктор может отчитаться лишь о количестве проданных билетов. Сколько же проехало пассажиров с удостоверениями – точно не знают. Тут бы успеть обилетить всех и с выручкой разобраться.


Местные власти по всей Украине тем временем подсчитывают возможные убытки. Пощадив пенсионеров и инвалидов, компенсировать затраты на их перевозку правительство обязало городской бюджет.

"Кабинет министров обязывает обеспечить льготную перевозку пенсионеров по возрасту, но средств на это не дает. Мы в праве отказаться от льготной перевозки, но тогда пострадают наши люди", – сказал Андрей Рева, заместитель городского головы.

И на местах проявляют изобретательность. В Ивано-Франковске, к примеру, регламентировали время бесплатных переездов.

"С 10 до 16 все пенсионеры ездят бесплатно, а в другое время и пенсионеры, и льготники, которые имеют право на льготный проезд, они идут – у нас в автобусе может быть 3 бесплатных места для льготников", – сказал Михаил Смушак, директор департамента коммунального хозяйства транспорта и связи.

Киеврада тоже все привилегии оставила, за исключением проезда в метро. Для льготного передвижения в подземке нужна карта киевлянина – оформить ее не сложно. Теперь, кстати, ее могут получить и вынужденные переселенцы из Крыма и востока Украины.

Кондуктору, Елене Александровне, не так весело: от количества реализованных билетов зависит ее зарплата. Льготников – в этом мы убедились сами – действительно много.

По статистике "Киевпастранса", в 2014 году оплатили проезд 14 миллионов человек, ездили бесплатно – 26 миллионов.

В маленьких, по сравнению со столицей, городах, цифры куда скромнее, но от этого не легче.

Теоретически местная власть может урезать льготы на своей территории.