Кинорежиссер из Днепра рассказал о своем опыте работы с Голливудом, спецэффектах и съемках фильма в родном городе
Все в мире люди обожают смотреть фильмы или сериалы. При чем абсолютно не важно, в каком стиле - будь то ужастик, или любовная мелодрама. Нам нравится углубляться в различные истории, и ставить себя на место главного героя, гадая как бы мы поступили в той или иной ситуации.
Однако редко, кто задумывается о том, кто же все эти истории придумывает и воплощает их в жизнь. Мы нечасто задаём себе вопрос, как же та или иная кинокартина создавалась, и кто был у её истоков.
Сегодня Днепровская панорама познакомит вас с талантливым, профессиональным, невероятно творческим кинорежиссёром и просто замечательным человеком - Олегом Стахурским, который немного приподнял завесу своей интересной профессии.
Чем вообще занимается кинорежиссер. В чем заключается его работа
Как говорил один мой приятель, «в режиссеры идут люди, которые больше ничего не умеют». Знаете, как по мне, режиссер - это тот «парень» в компании, который рассказывает интересные истории и делает это очень увлекательно, так чтобы с открытым ртом слушали. По крайней мере я к этому стремлюсь, быть хорошим рассказчиком и уметь держать внимание зрителя, увлечь его. Если после рассказанной истории, у человека внутри что-то останется, вот это – победа.
Что касаемо работы, здесь конечно много аспектов. Но говоря простым языком, режиссер – это капитан на корабле. Капитан, не в смысле «старший по званию» на съёмочной площадке, нет, здесь все равны и каждый неотъемлемая и важная часть процесса. Под «капитаном» я подразумеваю человека, который направляет и объединяет команду, человека которому доверяют. «Куда мы плывем, а главное с какой целью», вот это важно знать режиссеру и уметь донести.
Расскажите, кто вы по образованию и как пришли к тому, что хотите быть кинорежиссером. В каком примерно возрасте вы поняли, к чему у вас лежит душа
Ох, мое образование не имеет к кино ни малейшего отношения, так как учился я на геодезиста, в Национальном Горном Университете. Разве что теодолит на штативе (геодезический угломерный инструмент) на расстоянии отдаленно напоминает кинокамеру. Времена тогда были неоднозначные, а украинский кинематограф отсутствовал, как явление. В общем нужна была понятная профессия. Когда же я спустя годы начал работать по призванию, факт отсутствия профильного образования немного смущал, но после того, как узнал, что Люк Бессон, Питер Джексон, Дэвид Финчер, Джеймс Кэмерон, Кристофер Нолан, Квентин Тарантино, Стэнли Кубрик и Стивен Спилберг (получил образование имея уже 12 оскаров) – самоучки, с этой мыслью стало жить легче. Учиться обязательно необходимо, каждый день, но высшее образование – далеко не определяющий фактор.
Любовь к кино, без преувеличения началась у меня в глубоком детстве. Тут нужно пояснить, что это был конец 80 х, «перестройка». В «ящике» только советское кино, либо Голливуд 60х, один раз в неделю. Если повезет, можно попасть на французскую комедию с Пьером Ришаром или Луи де Фюнесом (обожал обоих), а если уж очень повезет, то Жан-Поль Бельмондо напомнит, что он настоящий «Профессионал».
Во «взрослом» мире дела обстояли получше. В кинотеатрах бушевал «Кинг – Конг» и «Хищник» со Шварценеггером, но мне, ребенку, дорога туда была закрыта. Помню отдельным ритуалом был поход с родителями в гости, на просмотр «видео кассеты». Своего VHS проигрывателя у нас не было, поэтому шли в «видео салон» (зал для просмотра пиратских видео кассет на телевизоре) и получив яркую рецензию от продавца, брали фильм на прокат. Ох уж эти рецензии. Это были практические кино трейлеры, только на словах, отдельный вид искусства.
А дальше как у всех. Союз распался. Времена смутные. Школа. Кино только в мечтах. Вдогонку институт, еще 7 лет непонятной работы, но меня так и не отпустило. И в какой-то момент все изменилось. Мы с другом (Алексей Тарасенко), открываем в Днепре студию визуальных эффектов, планируя делать компьютерную графику (VFX) для кино. Это было десять лет назад. Денег не было, команду собрали с огромным трудом и посадили их за доисторические компьютеры.
Затея была так себе, друзья и близкие считали нас идиотами, возможно так оно и было. Вот только через два года мы уже делали визуальные эффекты для Голливуда и Болливуда. Это конечно были фильмы категории «Б», такие, как «Человек с железными кулаками 2» с RZA (репер) или «Импульс» с Пирсом Броснаном (бывший Джеймс Бонд), но нас это окрыляло. Правда одно дело, заниматься эффектами для кино, а другое – его снимать. Тут то и начались мои первые осознанные шаги в режиссуре. Первые клипы и попытки снять рекламу. Позже знакомство с будущим продюсером, Михаилом Кукса (впоследствии кинокомпания «Kooksa Film») и понеслась.
Где вы черпаете вдохновение
По правде говоря, в себе и черпаю. В работе режиссера не позволительно быть заложником вдохновения или плохого настроения. Есть сроки, есть задача, и она должна быть выполнена должным образом. Конечно бывает, что просыпаешься совершенно пустым и разбитым. Мысли не идут, сценарий не пишется. И на какой-то момент тебе даже может показаться, что ты начинаешь понимать, что такое выгорание. Но потом ты сам себе говоришь, что «нет, это не оно!». Любимую музыку в наушники, короткая прогулка и «хоп», ты вдохновлен. Если не можешь поменять ситуацию, меняй отношение к ней.
Какие свои работы вы считаете самыми удачными
Конечно хочется верить, что все самое удачное и интересное, еще впереди. По современным меркам, снимать я начал достаточно поздно, так что по сути только разгоняюсь. Но из отснятого, хотел бы выделить короткометражный фильм «KingDoom», сценаристом и режиссером которого я был. Отличная команда, работа с прекрасным актером, Алексеем Горбуновым и его партнером по кадру, с Альбертом «Киевстонером». От некоторых критиков слышал, что у нас получился лучший короткий метр, за всю историю современного украинского кино. Но самое приятное, что картину очень хорошо воспринял зритель. Фильм находится в открытом доступе на «YouTube», где имеет пол миллиона просмотров, двадцать одну тысячу лайков и полторы тысячи комментариев, 90% которых – положительные.
Так же с особым теплом вспоминаю украино–словацкий исторический фентези сериал «Славяне», в котором я был режиссером двух финальных эпизодов. Премьера была весной прошлого года, на «1+1». Это один из самых дорогих украинских сериалов и мой первый интернациональный проект. Команда каскадеров из «Игры Престолов», во главе с Романом Янковичем. Мой второй режиссер (помощник режиссера), Роман Янкович – частый гость в работе над клипами для «Rammstein». Оператором, как и в «KingDoom» выступил Вова Иванов (обладатель каннской пальмовой ветви). Было сложно, но очень интересно, а главное у нас все получилось. Это один из тех проектов, после которых ты уже не будешь прежним. Колоссальный опыт.
Есть ли у вас планы на будущее, которые в ближайшее время вы хотите осуществить
О да! Есть одна не простая, но глобальная затея. Мы планируем снимать фантастический киберпанк детектив, под названием «Коннектор». При желании можно посмотреть промо картины, в «YouTube» выложили на трех языках. Действия фильма разворачиваются в альтернативном будущем. Чипированные люди, в прямом смысле потерявшие дар речи, социальное неравенство, заговоры корпораций и вопросы о свободе личности. Много сложных и острых, и современных тем в картине. При этом это игровое, жанровое кино, нацеленное на международный прокат в формате стриминг платформ. В качестве оригинального языка мы выбрали английский, нам важна интернациональная аудитория, а главную мужскую роль исполнит британский актер Марвин Санчес.
Сьемки картины будут проходить в родном Днепре. Это стратегически важная, продюсерская задача. Основанная часть съёмочной группы так же наша. С оператором (Вадим Задорожний) мы уже ранее работали на коммерческих проектах, а вот художественный департамент придется приглашать из Киева. С этим у нас пока сложно, а если учесть, что снимаем фантастику, задача усложняется в двойне. Но тут как говорится, бери да делай, так что приложим все усилия.
Что бы вы могли посоветовать тем, кто хочет стать кинорежиссером
Ну первым делом, посоветовал бы запастить терпением. Необходимо сразу принять, что это долгий и тернистый путь. Для начала нужно брать и самостоятельно писать короткие истории, минут на пять, с минимальным количеством персонажей. Затем так же самостоятельно снимать их, хоть на мобильный телефон или цифровой фотоаппарат. А следом самостоятельно браться за монтаж, благо в наше время все это доступно. Затем анализировать полученный результат, попутно читая спец литературу и смотря другие фильмы (постоянно, много смотреть). Важно самому проходить весь цикл производства. Тогда придет понимание, где вы упираетесь в нехватку бюджета, а где в нехватку опыта. Так же выработается режиссерское виденье и в тот момент, когда у вас появится бюджет на первый фильм, вы уже будете готовы его правильно освоить.