Днепр скорбит: умерла известная женщина с очень непростой судьбой

В Днепре на 88-м году жизни скончалась последняя в городе женщина-политзаключенный, связная УПА, писательница, активная общественная деятельница Мария Засименко-Бонацкая.

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал из сообщения Радио Свобода со ссылкой на Днепровское общество политических заключенных и репрессированных.

zos

Уроженка Ровенской области Мария Засименко-Бонацкая с 10-летнего возраста помогала воинам УПА: была связной, проводницей по местности и даже пропагандистом - переписывала для воинов поэзии украинских классиков и собственные патриотические стихи.

Письмо, написанное ее рукой, «гэбисты» нашли у одного из задержанных воинов и вышли на связную. 15-летнюю школьницу арестовали прямо во время урока украинского языка. Девушку продержали в тюрьме, пока ей не исполнилось 16. Потом приговорили к 10 годам лагерей с конфискацией имущества.

Вернувшись в Украину на костылях, женщина смогла преодолеть болезнь, получила образование, вышла замуж, родила троих детей.

Мечтала стать журналисткой, но такое образование для бывшей каторжанки была недоступна. Клеймо «врага народа» не давало возможности реализовываться и как писательница.

Засименко-Бонацкая была реабилитирована в 1992 году.

Мария Засименко-Бонацкая рассказывала Радио Свобода о своих лагерю вышивки, сделанные иглой с проволочки, о тяжелом труде в неволе, которая отняла у нее здоровья. Она участвовала в импровизированной спектакле «Суд истории» с осуждением преступлений большевистско-коммунистического режима и успела передать в музей ценные экспонаты - письма, написанные ею родным из заключения, и вышивку.

В 2019-м года она была почетной гостьей музейной выставки о диссидентах Днепропетровщины. На западе ей вручили государственную награду - Орден Княгини Ольги.

"У застінках КДБ діждалась 16-ліття, тільки тоді оголосили вирок – 10 років ув’язнення. У таборах доводилось важко працювати, підірвала здоров’я, повернулась додому на милицях.

«Рівненська тюрма, Дубнівська тюрма, Київська тюрма, а пізніше – в мордовських таборах… Найперше це була швейна фабрика. Дуже важко було працювати, бо була норма.

Щоб пошити норму, було треба багато напруги. Працювали 12 годин, а висидіти 12 годин за ножною машинкою – дуже важко, здоров’я було підірване. Доводилось і на лісоповалі працювати, і на сільськогосподарських роботах, але там було легше, бо на свіжому повітрі. Коли я вже дуже була хвора, мене відправили до таборової лікарні, і я там пролежала цілий рік», – розповіла Марія Зосименко-Бонацька.

Напомним, ранее мы писали

Погода испортится: в Днепре и области объявили штормовое предупреждение